4-й антимонопольный пакет и поправки в 178 УК РФ должны улучшить положение дел в закупках. Пока же выводы неутешительные – конкуренция хромает.

Доклад о состоянии конкуренции в стране был представлен Правительству Федеральной антимонопольной службой. Этот документ будет являться основой для определения приоритетов по защите конкуренции для государственной власти. Он должен помочь в разработке законодательных мер по обеспечению конкуренции.

В планах ФАС – принять поправки в статью 178 УК РФ и четвёртого антимонопольного пакета. Планируется реформировать систему госзаказа для малого и среднего бизнеса. В результате вступления нового законопроекта в силу должно уменьшиться количество мелких расследований и дел. Антимонопольная служба ужесточит нормы 223 Федерального закона, а также сформирует худшие и лучшие практики по нему.

ФАС отметила, что заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а при возможности вообще обходят конкурсные процедуры, проводя закупки при участии ГУПов и МУПов. В 44-ФЗ увеличился обязательный процент участия в госзаказе субъектов малого предпринимательства, но на практике оказалось, что малый и средний бизнес стал получать госзаказы гораздо меньше. Снизилась экономия средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам – более чем вдвое по сравнению с прошлым годом.

Вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин в интервью РГБ отметил, что в настоящее время ГУПы и МУПы при помощи выделяемых субсидий могут позволить себе вывести закупки из-под конкурсных процедур в соответствии с Бюджетным кодексом. Поставщик на конкурсе может обосновать любую цену. Использование субъективных оценок на конкурсах позволяет заказчику определить в победители нужного поставщика. Ведь даже 20 % субъективных факторов позволят Заказчику выбрать того, кого надо. Причём фактор цены можно совсем не учитывать. Например, предметы искусства иногда нельзя оценивать только в ценовом выражении. Это говорилось на этапе обсуждения замены 94 ФЗ на ФКС, но ничего кардинального предложено не было. На практике часто оказывается, что фирма, которая предложила на конкурс лучшую цену и товар, соответствующий техническому заданию, не выигрывает. И только потому, что директор принципиально против взяток. Очень часто такие фирмы не выигрывают ни в одном конкурсе. Сколько таких фирм – неизвестно. К сожалению, такой статистики нет, но тот, кто знаком с государственными закупками, знает об этом не понаслышке.

Хотя по статистике количество аукционов для малого и среднего бизнеса возросло, средняя стоимость лота резко снизилась. В итоге общий объём средств, который достался малому бизнесу, уменьшился. К тому же очень много таких аукционов не состоялось по причине отсутствия участников. Кто же будет принимать участие в электронных  аукционах с начальной стоимостью в 10 тысяч, если в случае победы площадке нужно будет отстегнуть 2 тысячи рублей? Кроме того, в такие торги включаются и социально ориентированные организации, а также разрешается использовать соисполнителей. То есть может выиграть крупное предприятие, если оно заявит, что 10% от заказа отдаст малому бизнесу. На практике же оказывается, что 10 % отдаётся специально созданным или аффилированным организациям.

В настоящее время закон о контрактной системе представляет собой половинчатое решение. Виной тому – непрозрачные бумажные конкурсные процедуры. «Когда принимать участие в конкурсе можно будет только в электронном виде, тогда для коррупции будет закрыта лазейка. Кроме того, уменьшаться издержки на участие в закупках для бизнеса, а также сократятся издержки государства» - считает генеральный директор ЭТП Газпромбанка Андрей Черногоров.

ФАС в докладе отдельно затронул проблемы аукционов в строительстве. Было отмечено достаточно сильное влияние на конкуренцию в этой отрасли административных барьеров. В целом же на рынке строительства в России увеличилось количество хозяйствующих субъектов, и это должно положительно сказаться на конкуренции в этой отрасли. ФАС в докладе отразила некоторые предложения бизнеса. Например, «Деловая Россия» направила в ФАС свои предложения, как направить антимонопольную политику на развитие конкуренции. В результате было решено уйти от чрезмерного антимонопольного контроля предприятий малого и среднего бизнеса. Это позволит сосредоточиться ФАС на монополистах и крупных предприятиях. Ведь именно там злоупотребления больнее бьют по экономике страны и уменьшают конкуренцию. В 4-м антимонопольном пакете также отражены некоторые конкретные предложения «Деловой России». Это отмена реестра монополистов, отмена регулирования торгов частных компаний и так далее. Комплексное решение проблем поможет антимонопольной политике России выйти из того глубокого кризиса, в котором она оказалась.

По результатам опроса о состоянии контрактной системы на сайте Открытого правительства была опубликована средняя система оценки госзакупок. Итог неутешителен – 4,98 из возможных 10 баллов. Значит, есть ещё над чем работать. И резерв есть - ожидается ввод новых типов электронных процедур. Планируется их ввести до конца этого года, что, несомненно, должно сказаться положительно на эффективность проведения государственных закупок.

 

  

 

заказчику