44-ФЗ работает уже свыше 9 месяцев. Что нового?

 Закон о контрактной системе вступил в силу и постепенно набирает обороты. В законе есть недочёты, так как закон принимали в спешном порядке. Поэтому поправок к 44-ФЗ  уже очень много, а первые поправки к нему были в первый же день его работы. Вводятся на всеобщее обсуждение и новые предложения. Например, депутатами Игорем Руденским и Игорем Игошиным в Госдуму внесён законопроект, который направлен на расширение перечня электронных способов отбора поставщиков. Согласно проекту закона открытые конкурсы, двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы котировок и, конечно же, электронные торги будут проходить в электронной форме.

Правительство должно установить порядок и условия отбора операторов электронных площадок, на которых будут подаваться заявки от поставщиков на участие в данных процедурах. Поставщики должны будут также пройти аккредитацию на этих электронных площадках. Основная идея закона – перевести максимальное число сделок в электронный вид. Это кардинально повысит уровень конкуренции, поставщики смогут подавать заявки в любое время суток, из любого уголка нашей страны. А чем больше заявок, тем больше можно будет сэкономить бюджетных денег.

Есть ещё две причины, по которым внедрение электронных форм проведения процедуры закупок будет целесообразным. У конкурсных комиссий будет меньше возможности вмешаться в процесс определения поставщика, а это значит, что коррупции будет представлена ещё одна преграда. К тому же электронная форма обеспечивает большую прозрачность при проведении закупок, а значит, что и эффективность от таких закупок будет гораздо больше. У общественных организаций будет больше возможности производить независимый контроль. Как известно, торги свыше одного миллиарда рублей должны в обязательном порядке проходить общественное обсуждение.

Согласно статистике, экономия бюджетных средств при помощи электронных процедур составляет 12%, а при проведении обычных конкурсов – 5%. Как видим, экономия весьма существенная, если учесть масштабы государственных закупок. Это примерно 73 миллиарда рублей. Согласитесь, что сумма достаточно огромная. Ещё на стадии разработки и принятия закона «О контрактной системе» рассматривали предложение перевести все закупки в электронный вид, но в то время не пришли к единому мнению, так как не было уверенности в том, что все заказчики и поставщики готовы к такой форме взаимодействия. Одно дело – электронные торги, и другое - электронные конкурсы. В настоящее время ситуация изменилась, и вопрос о переходе на электронные формы закупок депутаты, предложившие этот законопроект, посчитали своевременным.

Кроме того, процесс проведения электронных торгов показал, что иногда на них поставщик делает только одно ценовое предложение. В результате заказчику приходится либо объявлять новый аукцион, либо согласовывать контракт с вышестоящим контрольным органом. На процедуры согласования или объявления нового аукциона нужно время, а тем временем заказчик страдает от недоставленных вовремя товаров или услуг. Учитывая это, Минэкономразвития и ФАС уточнило порядок проведения электронного аукциона (письмо Минэкономразвития России N 23679-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/39384/14 от 30.09.2014). Если заказчик получил одно ценовое предложение и заявка соответствует установленной законом требованиям, то аукцион можно признать несостоявшимся и заключить контракт с участником, который подал одно ценовое предложение. Контракт заключается после согласования с контрольным органом. Как видим, постепенно закон после принятия поправок становится удобным как для заказчиков, так и для поставщиков. Одновременно уменьшается коррупционная составляющая. Именно поэтому нужно быть постоянно в курсе всех событий и узнавать своевременно о принятых поправках. Штрафы за нарушения закона о государственных закупках достаточно серьёзные, а незнание закона не освобождает от ответственности.

  

 

 

 

 

заказчику