Аукцион

Аукцион – форма торговой деятельности, позволяющая реализовать товар, получить заказ на работы, поставку, услуги в определённое время и определённом месте по цене, установленной участвующими в торгах покупателями на основе конкуренции.

Аукционы можно классифицировать:

  • по порядку проведения – на добровольной и принудительной основе;
  • по масштабу деятельности – национальные, международные, региональные, муниципальные;
  • по технологии проведения – открытые, закрытые, автоматизированные;
  • по способу проведения – с понижением или повышением цены,
  • по отношению к отрасли производства – автомобильный, лесной, золотой, недвижимости и т.д.

Организаторы и участники - торговые компании, ассоциации (союзы) продавцов, специализированные брокерские фирмы, компании, предприятия, индивидуальные предприниматели.

Стандартная процедура проведения аукциона выглядит следующим образом:

  • Подготовительный этап – на этом этапе проводится реклама мероприятия, к месту организации собственником доставляются товары, заявленные на реализацию. Изделия разбивают на лоты, формируются каталоги.
  • Осмотр товаров – возможность потенциальных покупателей ознакомится с реализуемой продукцией.
  • Торг – основный этап, который проходит в назначенное время, в назначенном месте. Руководит процессом аукционист с ассистентами.
  • Оформление – после окончания аукциона подписывается типовой контракт между организатором и покупателем.
  • Исполнение - на этом этапе производится платеж за приобретенную продукцию.

Специфика проведения аукциона на заключение государственного или муниципального контракта.

На аукционные торги в нашей стране могут выставляться:

  • Сырьевая продукция.
  • Земельные участки.
  • Племенные животные.
  • Права на заключение договора в отношении застроенной территории,
  • Права на использование земельных недр, водных биоресурсов и др.
  • Государственные контракты на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ.

Аукцион, как один из видов проведения торгов, четко регламентирован законодательными актами: №-94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Градостроительным кодексом, ФЗ «О связи», ФЗ «О недрах», распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008г., утверждающим перечень товаров (работ и услуг), поставку (выполнение, оказание) которых можно осуществлять путем размещения заказа в виде аукциона и др.

Заключить государственный (муниципальный) контракт может участник торгов, предложивший минимальную цену на его исполнение. Аукцион в данном случае проводится следующим образом:

  • Заказчик размещает заказ. При этом он имеет право проводить аукцион в открытой, закрытой форме, публичные торги, либо в электронной форме. Закрытая форма применяется заказчиком, если контракт предполагает проведение работ, осуществление поставок товаров на объекты, сведения о которых являются государственной тайной. Электронная форма применима к контрактам, максимальная стоимость которых находится в диапазоне одного миллиона рублей.
  • Производится отбор участников на участие в тогах. Осуществляет аукционная комиссия на основании анализа представленных заявок.
  • Регистрация участников аукциона в день проведения также осуществляется членами комиссии.
  • Проведение аукциона. Согласно установленным правилам аукционист подаёт сигнал о начале торгов. Затем озвучивает номер лота, предмет контракта, его максимальную стоимость, «шаг аукциона», участников и т.д. После объявления лота и максимальной цены контракта аукционист постепенно снижает её, в соответствии с установленным «шагом» (как правило, 5% от начальной стоимости). Если предлагаемая стоимость устраивает участника, он подтверждает своё желание поднятием карточки. Аукционист повторяет цену контракта три раза. Если участники не проявили инициативу о продолжении, аукцион считается оконченным.
  • Заключение контракта. При проведении открытого аукциона подписание происходит после размещения протокола о результатах на официальном информационном ресурсе по истечению 10-дневного срока. При закрытой форме – в день проведения. Данные о заключенном контракте фиксируются в реестре.

Особенности проведения интернет-аукциона (аукциона в электронной форме).

В данном случае, местом проведения открытого аукциона выступает электронная площадка, роль которой отводится специализированному сайту в сети Интернет. Организация, требования к проведению интернет-аукциона установлены и регулируются Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2008 г. N 179. Положение устанавливает общие требования:

  • К электронной площадке – технологическое, программное и лингвистическое обеспечение должно обеспечивать свободный доступ пользователей к информации, размещенной на сайте, и одновременно защищать сведения, полученные от заказчика, участников аукциона.
  • К правовому и организационному обеспечению – равные условия доступа для всех участников, конфиденциальность средств идентификации, учет поступающей информации, взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и судебными органами.
  • К системе – осуществление бесперебойной работы и визуализации каждому участнику аукциона лучшего предложения по цене, размер достигнутой скидки, предпоследнего предложения, оставшееся время.
  • К информации на сайте, где должны быть указаны данные оператора, регламент проведения аукциона, извещения о его проведении, график работы сайта, сведения о размещении заказа.

Правила проведения интернет-аукциона:

  • За 20 дней до окончания приёма заявок заказчик размещает извещение о проведении аукциона с указанием его формы, адреса электронной площадки, своих контактных данных, предмета контракта, сроков исполнения, начальной цены, даты и времени приёма заявок, окончания приема, срока рассмотрения, день проведения.
  • Регистрация участников с присвоением кодового номера. Под этим номером участник подает свое ценовое предложение по контракту.
  • Интернет-аукцион проводится в назначенный (рабочий) день путем снижения стоимости контракта. «Шаг аукциона» - от 0,5 до 1 % от максимальной цены. Участник имеет право предложить свою цену на контракт независимо от «шага». На электронном табло фиксируются все ценовые предложения, поступившие от участников и оставшееся время. Если по истечению 10 минут, после подачи последнего предложения, новых заявок не поступает, аукцион считается оконченным.
  • Заключение контракта происходит по истечении 10 дней со дня размещения результатов аукциона на сайте.

Нужно отметить, что популярность интернет-аукционов постоянно растет. Это обусловлено доступностью данного вида торгов для участников независимо от их местонахождения.

 

заказчику