Банковские гарантии – это мода или необходимость?

Сегодня в соответствии с законом о контрактной системе поставщики обязаны для подтверждения выполнения государственного контракта предоставить банковскую гарантию. С 1 апреля этого года можно её проверить на подлинность на официальном сайте закупки.ру в разделе «реестр банковских гарантий». Этот раздел должен был заработать с 1 января одновременно с законом «О контрактной системе», но в силу объективных причин он заработал только с 1 апреля.

В реестре можно найти всю информацию о банковских гарантиях, которые выданы для обеспечения обязательств по исполнению муниципальных и государственных контрактов. Банковская гарантия – это письменное обязательство банка возместить стоимость контракта в случае ненадлежащего его исполнения Поставщиком (Подрядчиком). Сегодня можно банковскую гарантию взять и под обеспечение заявки, так как 44-ФЗ теперь предоставил такую возможность. Ведь если контракт многомиллионный, то и обеспечение заявки немаленькое, а у предприятия не всегда хватает средств внести нужную сумму. Объём рынка банковских гарантий поражает – он равен около 5 триллионов рублей.

Если ранее банковская гарантия должна была предоставляться только для закупок свыше 50 миллионов рублей, то сегодня она обязательна для всех конкурсов и аукционов. Причём её может выдать только тот банк, который имеет для этого все условия и получивший лицензию на данный вид деятельности. Сегодня это около 350 банков, и на сайте Минфина РФ можно всегда найти полный список таких банков.

Прошло три месяца, как заработал единый реестр банковских гарантий. Что изменилось с тех пор?

Гендиректор группы электронных площадок ОТС Дмитрий Пангин отмечает, что реестр работает нормально. Правда, есть пара нерешенных вопросов, но это не так важно. Зато теперь Поставщики могут проверить в любой момент, подлинная банковская гарантия или нет. Если ранее Поставщик не был обязан проверять подлинность документа и ФАС закрывала глаза на то, что гарантия, выданная банком, недействительна, то сегодня в случае предоставлению Заказчику поддельного документа Поставщика ожидают большие неприятности. А это означает, что его могут включить в реестр недобросовестных поставщиков и на два года он забудет о хороших заказах.

Но не все так гладко. Дело в том, что спрос на банковские гарантии растёт, а сегодня их выдачей занимаются в основном мелкие и средние банки. Но они не могут выдавать их бесконечно – есть определённый предел, выше которого они прыгнуть не в состоянии. Он зависит прежде всего от наличия капитала в банке. Если в ближайшее время крупные банки не подключатся к этому процессу, то у рынка госзаказа будут проблемы – заметил председатель совета директоров «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев. Крупные банки привыкли работать со значительными объёмами, и поэтому для них не очень привлекательна такая услуга, как выдача банковской гарантии.

Сегодня объём коммерческого рынка более 13 триллионов рублей, а госзаказа около 7 триллионов рублей. Примерно на 20-35% от всего объёма требуется обеспечение. Очень важно, чтобы работать с обеспечением для госконтрактов получили возможность самые крупные и устойчивые банки. Ведь, если банк лишат лицензии, то Поставщику придётся срочно искать другой банк для выдачи банковской гарантии, а это дополнительные непредвиденные расходы. Для малого и среднего бизнеса это ощутимый удар – ведь им никто эти деньги не возвратит.

Впрочем, не все считают, что ситуация с выдачей банковских гарантий близка к критичному. Гендиректор площадки «ЕЭТП» Антон Емельянов считает, что с учётом суммарного актива банков ситуация не критична. Сегодня для кредитных учреждений госзакупки – достаточно новое направление. Не исключено, что в ближайшем будущем появятся банки, которые будут полностью заниматься только этим направлением. Тем более что подготавливается законопроект, согласно которому Заказчики будут принимать банковские гарантии не в бумажном, а электронном виде, подписанные ЭЦП. То есть этот банк может обслуживать клиентов вне зависимости от их местонахождения. 44-ФЗ ввёл такое понятие, как сопровождение госконтрактов. Банки сегодня не готовы к этому – для этого им нужно перестроить всю систему с контрагентами. Но это всего лишь вопрос времени. Если появится спрос, значит, будет и предложение.

Сегодня порой для того, чтобы получить банковскую гарантию, участнику нужно лично прийти в банк и выполнить много бюрократических процедур. К тому же существует конфликт интересов между банком, выдавшему гарантию и банком, который занимается сопровождением госконтракта.

Но кое-что уже сделано для облегчения получения гарантии. Например, площадка РТС-тендер разработала специальное приложение, с помощью которой можно получить гарантию в электронном виде, и для этого не нужно посещение банка.

В мае этого года в Госдуму внесли законопроект, согласно которому для обеспечения одного государственного контракта можно воспользоваться несколькими кредитными организациями. Одновременно было внесено предложение узаконить банковскую гарантию в электронном виде. Сегодня это не запрещено, но нигде не прописано. А государственные заказчики – народ консервативный, им нужно, чтобы то, что им предоставляют, было прописано в законе.

Сегодня, если победителю госзаказа не удаётся получить банковскую гарантию, он обязан внести обеспечение наличными. А это – изъятие из оборота предприятия денежных средств на неопределённое время. Если же обеспечение не будет внесено в положенное время, то это чревато большими неприятностями. Поставщика занесут в реестр недобросовестных поставщиков, а обеспечение заявки уйдёт в бюджет.

Отсутствие налаженных финансовых инструментов приведёт к тому, что участники рынка уйдут в тень, — предостерегает Пангин. Этого допустить ни в коем случае нельзя. Не для того вводили в действие закон «О контактной системе». Именно поэтому в закон вводят новые поправки, которые призваны улучшить работу 44-ФЗ и сделать гозакупки более прозрачными.

 

 

 

 

 

 

 

заказчику