Борьба с коррупцией продолжается – правительство предлагает сократить число площадок для закупок

Опубликовано: 15.04.2015

Эксперты, сделав анализ закупок в 2014 году, пришли к неутешительному выводу – отсутствие единых требований к электронной форме проведения закупок дает возможность государственным заказчикам находить лазейки для коррупции. В 2014 году через закупки прошло 23,8 триллиона рублей, и 74 процента составили закупки с участием государственных компаний и госкорпораций.

 борьба с коррупцией продолжаетсяБыло обнаружено, что по 223 ФЗ более 90 процентов закупок проходят на 10 электронных площадках, и три из них контролируются иностранными компаниями, а пять аффилированы с заказчиками. Кроме того, у 15 электронных площадок учредителями являются иностранные компании. Главной проблемой остается несанкционированная передача информации, раскрытие «секретных» конвертов. Еще одна из проблем – несанкционированные сбои на электронных площадках, когда конкретная компания не может подать заявку. В настоящее время закупки компаний с госучастием обеспечивают 120 электронных площадок. Это не дает возможность обеспечивать оптимальный контроль за соблюдением 223 ФЗ. В итоге министерство предложило выработать критерии отбора площадок для закупок госкомпаний и госкорпораций по аналогии с 44-ФЗ. Кроме этого, предлагается ограничить количество операторов электронных площадок.

Процедура отбора электронных площадок для проведения торгов стала формироваться еще в 2009-2010 годах. Тогда торги были еще не очень распространены, и к процедуре отбора были привязаны регламенты работы площадок. Благодаря переводу закупок на электронные торги стала возрастать конкуренция, поставщики стали все больше подавать заявок.

«При разработке критериев допуска для операторов электронных площадок нужно учесть все нюансы и подойти к этому очень ответственно, в противном случае инициатива Минэкономразвития может быть опасна для рынка» - считает гендиректор электронной торговой площадки Газпромбанка Михаил Константинов. После вступления в силу 223-ФЗ никаких правил и регламентов о том, что такое электронная торговая площадка, разработано не было. Впрочем, и по 44-ФЗ сегодня нет никаких четких критериев отбора.

 Несомненно, что нужно ужесточить требования к функционированию площадок по 223-ФЗ, и они не должны быть слишком низкими. В настоящее время любая компания может создать электронную площадку и проводить на ней конкурентные торги так, как ей это выгодно. Но пока вопрос о том, нужно ли ограничивать электронные торги, до сих пор обсуждается. Кстати, Минфин и «Газпром» выступают против предложения Минэкономразвития ограничить количество операторов электронных площадок. Они считают, что все операторы электронных площадок, которые соответствуют определенным требованиям, должны быть допущены к проведению электронных торгов. Согласитесь, что это вполне законное требование.

Начальник департамента «Газпрома» считает, что ограничение числа площадок не будет гарантией уменьшения злоупотребления на площадках, и может привести к монополизации рынка услуг. «Для рынка должен быть разработан жесткий стандарт, под который может адаптироваться любой оператор» - таково мнение гендиректора Национальной ассоциации институтов закупок, члена генсовета «Деловой России» Сергея Габестро. Он категорически против ограничения количества площадок. Какое решение примет правительство по этому вопросу, пока не известно. В споре рождается истина. Так что будем надеяться, что решение по этому вопросу будет принято правильное.

 

заказчику