Для госкорпораций назначена четвертина. Недовольны все – и бизнес, и госкорпорации. Почему?

Опубликовано: 22.12.2014

Члены наблюдательных советов госкорпораций теперь просто обязаны привлекать для аудита закупок «малышей». Кроме того, они должны отслеживать эффективность привлечения их систему торгов. В конце октября был утверждён список директив премьер-министром Дмитрием Медведевым. В них были расписаны для представителей интересы РФ в советах директоров госкомпаний-заказчиков, которые работают по 223 Федеральному закону. Эти правила обязаны соблюдать любые физические лица (иностранные и государственные специалисты), которые представляют интересы нашей страны в наблюдательных советах ОАО с долей государства свыше 50%.

Теперь малый и средний бизнес будет иметь право выбора при обеспечении заявки. Они могут выбрать денежное обеспечение или банковскую гарантию. Кроме того, «представители интересов» должны голосовать за то, чтобы привлекать малый бизнес в совещательные советы. Даются достаточно большие преференции малому и среднему бизнесу, а вот у госкомпаний прибавляется больше ответственности. Например, они обязаны вернуть обеспечение заявки за неделю, подписать контракт с победителем за 20 дней. Кроме того, они обязаны оплатить работу поставщику (подрядчику) в течение 10 дней после подписания всех закрывающих документов.

 К 2018 году доля государственных закупок у представителей малого бизнеса должна составить 25%, то есть четверть от всех закупок. Кроме того, доля прямых закупок, то есть без посредников должна составить 10% против 2%, которые есть сегодня. В настоящее время малому бизнесу трудно пробить дорогу к госзаказам напрямую, очень часто они работают в качестве субподрядчиков, что не очень для них эффективно. В 223-ФЗ ранее не были прописаны правила работы с малым бизнесом. Естественно, что ввод в действие директив – это дополнительные обязанности для госкомпаний, и далеко не самые удобные и лучшие. Дело в том, что, в основном, госкомпании закупают всё в комплексе, и им это даёт значительные скидки при больших объёмах. Теперь для того чтобы малый бизнес смог принимать участие в тендерах, им придётся дробить закупки, а тогда уменьшаться объёмы и соответственно скидки будут меньше. Кроме того, госкомпании должны будут научиться работать чётко и оперативно, соблюдая все сроки, начиная от возврата обеспечения заявки и заканчивая сроками оплаты исполненного контракта.

Руководитель юридического департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев рассказал, что эти директивы направлены на борьбу с теневой системой закупок, которая существует сегодня. Сегодня государственные ОАО в основном работают с крупными компаниями, так как это удешевляет процесс закупки, а также придаёт им уверенности в качестве поставляемой продукции. Несомненно, что что-то придётся поменять в работе госкомпаний. А что именно нужно будет изменить, станет ясно после переходного периода. В 2012 году оборот малых предприятий составил 27,394 трлн рублей. «Монополии, конечно, привлекали к закупкам малые предприятия, но эта сумма очень мала, и с учётом выручки в госсекторе составила примерно 3%. Если даже увеличить в 2,5 раза такие закупки, то вряд ли это поможет развитию конкурентной и неаффилированной части сектора малого бизнеса», - отметил господин Буев, вице-президент Национального института системных исследований.

Сегодня пока трудно делать выводы о том, помогут ли эти преференции малому бизнесу. Радует то, что теперь поставщики (подрядчики) не будут ждать месяцами оплаты своей работы. В современных условиях это очень существенное условие. Ведь часто малый бизнес не имеет нужной суммы для исполнения контракта, и ему приходится брать кредиты. А проценты по кредиту в случае задержки оплаты могут свести на нет всю прибыль, которую планировала получить компания.

 

 

 

заказчику