Электронные аукционы в строительстве применяются только в России. Мировой нонсенс или очередная глупость наших чиновников? Участие в торгах для Российских компаний по новым требованиям 44 ФЗ не изменит ситуацию.

На прошлой неделе в Уфе состоялась первая в России научно-практическая конференция на тему: «Федеральные законы о контрактной системе ….». Организована она была НОСТРОЙ и НП СРО «Союз строителей Республики Башкортостан», а также при содействии Правительства Республики Башкортостан.

Основным докладчиком на этой конференции был Валерий Мозолевский, генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой». Мозолевским была представлена весьма емкая презентация «Инвестиционно-строительная деятельность и закупки в области строительства……», в которой была отражена вся информация о закупочной деятельности. Господин Мозлевский подчеркнул, что условия закупок на сегодняшний день нуждаются в кардинальных изменениях, так как они не учитывают особенности строительной деятельности. А это часто приводит к возникновению необоснованно повышенных рисков, что в строительстве недопустимо.

Господин Мозалевский сделал упор на то, что 44-ФЗ, который вступает в силу через несколько дней, нуждается в специальном Постановлении Правительства РФ о подрядах для муниципальных и государственных нужд – это следует из ч.1 ст. 768 ГК РФ.

Был произведен подробный анализ возникновения аукционов в электронной форме на строительных закупках. Форма проведения торгов на строительство появилась в России в 2008 году. Авторы появления данного проекта не привели никакого обоснования данного вида закупок. С 1 июля 2010 года заказы на строительство стали размещаться на электронных площадках, то есть стали проводиться электронные торги – и опять не было представлено никакого обоснования данного решения.

Мозалевский констатировал, что на сегодняшний день ни в одной стране мира закупки не проводятся при помощи аукционов, и тем более в электронном виде. Наша страна, как оказалась, впереди всех в этом вопросе. А ведь есть положение Международной федерации инженеров-консультантов FIDIC , в котором четко указано, что гораздо целесообразнее при проведении тендера проводить предварительную квалификацию (отбор). Это позволяет заказчику оценить потенциального поставщика, и уже после этого его могут пригласить участвовать в торгах. Данный отбор интересен и подрядчикам, так как они будут уверены, что будут бороться с конкурентами, которые соответствуют требованиям по уровню компетенции и ресурсам.

Мозалевский подчеркнул, что такие аукционы не поддерживают малый бизнес, тем более в строительстве, так как именно электронные аукционы часто являются причиной разорения малых фирм – таких примеров можно привести немало. Для того, чтобы найти реальные механизмы поддержки малого бизнеса и всесторонне решить данный вопрос, было решено на декабрьском заседании комитета провести всероссийское исследование особенностей и характерных отличий малого бизнеса в строительной отрасли. Данная научно-исследовательская работа поможет составить предложения для формирования государственной политики развития и поддержки малого бизнеса в строительстве, причем за основу будет взят не только российский, но и мировой опыт. Это позволит сохранить малый бизнес в строительстве, да и государство и строительная отрасль на основе анализа полученных данных и выводом сможет понять, что конкретно нужно сделать для поддержания малого бизнеса в строительстве.

 Строительная отрасль долгое время не имела ни государственного, ни какого-либо другого регулирования, и этим воспользовались определенные круги. В 2004 ликвидировали Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, а в 2008 году закрыли Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ при Минрегионе РФ. В этот момент саморегулироемое строительное сообщество находилось еще на стадии зарождения. Для участия в аукционе требовалась всего одна бумажка – свидетельство о допуске СРО, и именно это определило спрос на услуги так называемых коммерческих саморегулируемых организаций.

Именно на этой базе и возникли посредники. В настоящее время широко распространена схема сговора на торгах, получившая название «таран». В типовом законе ЮНИСТРАЛ о публичных закупках говорится, что электронные аукционы более подвержены сговору, чем иные процедуры. Но почему то только у нас контролирующие и надзорные органы это не хотят признавать. Более того, до сих пор нет реальных требований и уголовной ответственности самих электронных площадок при утечках информации. Да и желание перевести конкурсы на электронные аукционы будет трагедией для всех участников, так как победителя можно будет определить заранее.
 
Сегодня закупки по строительству практически нигде в мире не переведены на электронные торги - наверное, этот факт стоит принять во внимание и сделать соответствующие выводы. Дождемся ли мы их когда-нибудь?
 

 

 

 

 

заказчику