Федеральная контрактная система в действии уже полгода. Что изменилось в госзакупках?

Минэкономразвития сообщил, что за первые полгода действия 44-ФЗ увеличилась доля электронных закупок. Эксперты предупреждают, что возможно Заказчики стали чаще дробить заказы.

С 1 января 2014 года 94-ФЗ сменил 44-ФЗ. Нареканий на старый 94 Федеральный закон было много, но и на закон «О контрактной системе» тоже были жалобы. Радует, что с каждым днём их становится всё меньше и меньше. Дело в том, что создана рабочая группа, которая оперативно решает все возникшие проблемы и устраняет недочёты и пробелы в новом законе, постоянно разрабатывая и утверждая к нему в Госдуме поправки. За первое полугодие государственные заказчики заключили 646 428 договоров на общую сумму 1,13 триллиона рублей. Количество контрактов за тот же период прошлого когда выросло на 29%, а общая сумма снизилась на 16%.

Минэкономразвития отрапортовал, что доля наиболее коррупциогенных видов закупок у единственного поставщика значительно снизилась, а доля электронных закупок наоборот выросла. Количество электронных аукционов выросла в полтора раза, а стоимость закупок снизилась на 0,5 триллиона рублей – с 1,7 до 1,2 триллиона рублей. Такой парадокс объясняется очень просто – по новому закону лоты со стоимостью менее 3 миллионов рублей можно проводить по упрощённой схеме закупок. Естественно, что при таких показателях эффект от увеличения количества электронных закупок спорный.

Рабочей группе по внедрению нового закона в действие нужно обратить внимание на наличие опредёленного пробела в законе. Если государственный заказчик процедуру закупки выкладывает вечером в пятницу, то это ему приносит ощутимую выгоду, так как заметно снижается конкуренция. Дело в том, что по закону на подачу заявок отводится 7 дней. В выходные закупки никто не отслеживает – обычно поиск тендеров происходит в рабочее время, а в понедельник для поставщика остаётся всего четыре дня для подготовки заявки. А ведь нужно ещё её найти, просчитать, выгодно ли это для него, подготовить соответствующие документы. Если это аукцион, то нужно забросить на площадку обеспечение заявки, а она доходит до неё в течение 1-2 банковских дней. В итоге остаётся совсем ничего

Впрочем, выводы делать пока рано. Дело в том, что по 94-ФЗ мелкие закупки осуществлялись у единственного поставщика, а с введением нового закона это стало возможным не во всех случаях, так как на эти операции был введён лимит. Заказчики стали проводить мелкие закупки через электронный аукцион. Результат не заставил себя долго ждать - средняя цена закупки в прошлом году была 3,5 миллиона рублей, а в первом полугодии этого года она составила 1,6 миллиона рублей.

Минэкономразвития в своём докладе также отметило, что значительно уменьшилось количество жалоб в ФАС на участников государственных закупок. Общее количество жалоб в Федеральную антимонопольную службу за первое полугодие 2014 года составило 9760 штук, и из них только 39% признано обоснованными. В процентном отношении жалоб стало меньше на 13%. В Рособоронзаказ стало также гораздо меньше поступать жалоб. В 2013 году их было 1183, а в 2014 году почти в два раза меньше – 634.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта считает, что нарушений меньше не стало. Просто изменился порядок их подачи, да и права контролёров ограничили. Дело в том, что ранее можно было подать жалобу по электронной почте либо по факсу, а теперь необходимо подавать жалобу в местный территориальный орган. Представитель ФАС возражает, что выпал только факс. По электронной почте подавать жалобу можно, но только при наличии ЭЦП. А получение электронно-цифровой подписи – процедура дорогостоящая, и не каждый контролёр её имеет. И если ранее житель Алтайского края мог подать жалобу на нарушения, например, в Краснодаре, то теперь все жалобы собираются на специально созданном для этого портале, затем обобщаются и через экспертов ОНФ отправляются в соответствующие службы уже подписанные электронно-цифровой подписью.

Если ранее жалобы поступали от простых людей, то сейчас для них подать жалобу самостоятельно не предоставляется возможным, так как создание ЭЦП - процедура дорогостоящая. ФАС же объяснила снижение количества жалоб тем, что количество закупок стало меньше. Госзаказчики постарались заключить все контракты на 2014 год по-старому 94-ФЗ ещё в прошлом году. У господина Грачева ещё одна версия уменьшения количества жалоб. Он считает, что стало больше договорных аукционов. Соответственно уменьшилось количество жалоб от участников закупок.

Сколько людей, столько и мнений. Самое главное то, чтобы новый закон «О контрактной системе» заработал в полную силу. А для этого нужно оперативно решать все проблемы и устранять недочёты в системе. Радует то, что создана рабочая группа, благодаря которой оперативно принимаются все поправки и устраняются недочёты. Некоторые положения нового закона заработают позже, а это значит, что закон будет совершенствоваться с каждым днём. Если же ЭЦП будет у каждого совершеннолетнего гражданина (а это уже сегодня обсуждается обществом), то и жалобы в ФАС будут поступать своевременно. Всё течёт, всё меняется. Будем надеяться, что новый федеральный закон будет гораздо лучше. Иначе зачем же он вообще создавался?

 

 

 

 

заказчику