Городские власти и представители бизнеса подвели в Москве предварительные итоги по работе контрактной системы.

Сделано это было накануне круглого стола «Закупки: как разрушить недоверие к системе», который прошёл на площадке ТААС.

Сегодня государственные закупки считаются одним из самых коррумпированных сфер. И не только в России, но и во всем мире. Transparency International оценила, что ежегодно во всем мире убытки от взяток и коррупции составляют около 400 миллиардов долларов.

20 ноября 2014 года на площадке ТАСС состоялся круглый стол на тему «Закупки: как разрушить недоверие к системе». В преддверии этого большого мероприятия представители городских властей и предпринимательского сообщества подвели предварительные итоги работы контрактной системы в Москве и отметили болевые точки госзаказа, над которыми еще предстоит работать. Для простого человека суммы убыток от коррупции просто огромны, но не имеют конкретики. А вот когда плоды коррупции проявляются самым неожиданным образом, тогда человек задумывается – «Почему же счета за услуги такие большие?». Примеров можно привести много. Это и небрежно уложенный на дороге асфальт, и часто ломающиеся домофоны, или же государственная организация закупила оборудование, которое стоит большие деньги, но простаивает, так как нет специалистов, умеющих на ней работать.

Для того чтобы избежать неэффективные траты бюджетных средств, государство разработало и постоянно разрабатывает комплекс мероприятий. С 1 января этого года предусмотренная 44-ФЗ контрактная система была внедрена в пяти пилотных регионах. Результаты не заставили себя долго ждать. С начала этого года в столице было сэкономлено только на этапе определения поставщика 23 миллиона рублей. Директор Департамента по конкурентной политике города Москвы Геннадий Дёгтев рассказал на круглом столе, что экономия по всем этапам закупочного цикла составила 30,2%. На рынке государственных закупок появились новые поставщики, а это значит, что принимать участие в тендерах при желании может каждый.

Правда, заказчикам стало труднее. Если объём товаров и услуг, приобретаемый госкомпанией, свыше 100 миллионов рублей в год, то тогда государственная организация обязана создать специальную контрактную службу. Плюс ко всему заказчик должен планировать все закупки на три года, а график закупок составлять на каждый год. В общем, полный контроль. Но иногда этот контроль слишком избыточен. Даже в контрольном управлении это понимают. Наверное, нужно обращать в первую очередь внимание на серьёзные закупки, а не на согласование поставок обычных карандашей.

Есть ещё одна проблема, когда в закупках приводится много условий. Например, когда закупали обустройство велосипедных дорожек в парке, то выставили одновременно массу требований, которые никак не относились к велосипедам. УФАС предложила использовать единую автоматизированную систему, когда для стандартных закупок будут уже установлены определённые требования, и заказчик не сможет добавлять что-то своё. Тогда будет меньше таких заказов, где заказчик выставляет условия под конкретного исполнителя. С другой стороны, у заказчика должен быть в наличии инструмент, при помощи которого он смог бы балансировать между ценой и качеством и выбирать золотую середину. Ведь не всегда, что дёшево, означает качество, и порой более дорогой товар оказывается экономичнее.

С другой стороны, отдельная группа предпринимателей ведёт себя на торгах не очень корректно. Одни вступают в сговор, а другие вовсе не собираются полностью исполнять условия контракта, надеясь уговорить заказчика пойти на компромисс. В УФАС уже разработана технология, при помощи которой можно раскрыть сговор по IP-адресам. И штрафы в случае раскрытия сговора немалые - 25-30 процентов от начальной цены. Но есть и добросовестные поставщики, которые не отказываются от диалога. Например, в общественной организации «Опора России» говорят, что их вполне устраивают торги, которые проходят на площадке Департамента по конкурентной политике. Если же есть вопросы, то мы их задаём оперативно, и они, в общем-то, решаются в таком же темпе. Но вот по торгам, которые проходят на площадках профильных департаментов, вопросов гораздо больше.

Генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Сергей Габесто на круглом столе озвучил вполне конкретные предложения. Например, он предложил ввести в закон определение товара, который закупается на бюджетные деньги. Нужно, чтобы в техническом задании присутствовал ГОСТ или ТУ. Этого вполне достаточно. Ведь более подробное описание есть в ГОСТе, и оно унифицировано. Зачем всё это описывать в аукционной документации? Кроме того, необходимо ограничить количество согласований с контрольными органами. Например, можно установить минимальный порог суммы, с которого необходимо согласование закупки. Кроме того, он обратил на большие полномочия отраслевых департаментов. Все предложения, прозвучавшие на круглом столе, были конкретные и по существу. Остаётся только надеяться, что все они будут услышаны правительством и в закон о контрактной системе будут внесены соответствующие поправки.

 

 

заказчику