Государственные компании наконец-то попадут в рейтинг прозрачности закупок.

государственные компании наконец-то попадут в рейтинг прозрачности закупок.Были разработаны критерии оценки госкомпаний и госкорпораций. Всего в рейтинге будет 10 уровней. При этом оценка может повыситься, если за закупками в государственной компании будет следить специальный коллегиальный орган и при условии, что более 80 процентов договоров были заключены на конкурсной основе. Естественно, если доля контрактов, заключенных на основании торгов, менее чем 60 %, и о 20 процентов закупок нет никакой информации, то рейтинг будут понижать. За критерии оценок были взяты наличие внутренних регламентов, то, может ли госкомпания устранять конфликты интересов, снижать риски коррупции и так далее.

Причем рейтинг будет присваиваться дистанционно на основании публичных документов. И уже потом, проанализировав полученные данные, будет проводиться контактный рейтинг. В этом случае у компании будут запрашиваться закрытые документы, проводиться с сотрудниками глубинные интервью и так далее. За 2013 год госкомпании и госкорпорации разместили заказы в общей сложности на 13,927 трлн. рублей. Эта сумма превысила более чем в два раза государственный заказ (6,52 трлн. рублей). Данные были взяты из информации от официального портала www.zakupki.gov.ru. «Национальный рейтинг прозрачности закупок» на основании полученных данных за 2012 год сделал вывод, что низкая прозрачность была у 30% компаний, а в общем прозрачность была средней. А это значит, есть на чем поразмышлять - нужно стремиться к тому, чтобы государственные компании стали еще прозрачнее.

Дело в том, что сегодня за госзакупками следят достаточно жестко, а вот за государственными компаниями следить сложно. Сегодня государственные компании обязаны только опубликовывать внутренний документ, который регламентирует закупки, а также опубликовывать извещения о закупках. Причем часто, проводя тендеры, изначальная цена в таких извещениях не указывается, так как госкомпании могут предоставить только сведения о цене, причем очень многие просто сообщают, что сведений нет.

И хотя с нового 2014 года и заработал 44-ФЗ «О контрактной системе», государственные компании переходить работать по новому закону не торопятся – они делают это только на добровольной основе. Так что многие пока работают по 223-ФЗ. К тому же оценка в рейтинге может получиться и формальной, так как не всегда открытость закупок повышает эффективность. Например, участие в электронных торгах дает снижение начальной цены, но не всегда это отличный показатель. Это может быть показателем того, что начальная (максимальная) цена была изначально завышена.

Причем в документе, в котором указаны критерии рейтинга, говорится, что низкое место в рейтинге госкомпаний не будет для них проблемой. Это просто будет сигналом к тому, что эту госкомпанию нужно проверить. Нужно будет выяснить, кто истинный бенефициар государственных подрядчиков. Для правильной оценки госкомпании потребуется внутренний глубокий аудит, но, к сожалению, для его проведения пока нет ресурсов.

Рейтинг – это, конечно, хорошо, но зачем он тогда нужен? Ведь по нему нельзя будет сказать ничего определенного. Просто для того, чтобы проверить более глубже государственные компании? Но если нет ресурсов для проверки – значит, их нужно создавать. Ведь сказав «А», нужно говорить и «В», в противном случае половинчатые меры – это не меры, а так, одна видимость.

Еще в декабре 2014 года Игорь Сечин, занимавший в то время должность вице-премьера, рассказал, что когда потребовал от 21 компании предоставить информацию о бенефициарах контрагентов, то обнаружил 200 случаев, когда должностные лица принимали участие в коммерческих организациях. Сегодня, скорее всего, положение дел не изменилось, а значит, нужно идти дальше, и на основании составленного рейтинга более детально запрашивать информацию у госкомпаний с низким рейтингом, выявлять причины и делать соответствующие выводы и принимать решения. Только тогда закупки у госкомпаний станут более чистыми и прозрачными.

 

 

 

заказчику