Госзаказ – что его ожидает в ближайшем будущем?

Сегодня бизнес в условиях стагфляции и замедления роста товарооборота стал все чаще присматриваться к государственному бюджету. Ведь это практически неиссякаемый источник получения денежных средств в виде госзаказов. По статистике, 25 процентов всего ВВП образуется за счёт размещения госзаказа органами власти и госкорпораций. Государство в условиях кризиса является одним из самых надёжных контрагентов, и тот, кто не признаёт очевидное, может за один миг потерять свой бизнес. Ведь если нет заказов, то о какой прибыли может идти речь?

 Кстати, цифра 25% значительно превышает аналогичные показатели других стран. И сегодня очень многие предприниматели всё чаще принимают участие в торгах. Даже те, кто никогда с этим не сталкивался, в настоящее время создают у себя тендерные отделы или обращаются к услугам аутсорсинговых компаний, которые оказывают услуги по поиску тендеров и подготовке аукционных, конкурсных или котировочных заявок.

Статистика неумолима. На 1 ноября 2014 года государственные органы и госкорпорации заключили 2,8 миллиона контрактов на сумму 16 триллионов рублей. Даже в непростых экономических условиях эта сумма примерно такая же, как в 2013 году. Впереди еще один квартал, и этот период будет решающим. Всё дело в том, что по 44-ФЗ предусмотрена интересная норма. В нём заложена возможность снижения цены государственного контракта в случае уменьшения лимитов Минфином. То есть заказчик будет вправе уменьшить цену контракта. При этом он будет обязан учесть суммы затрат, которые он должен будет выплатить поставщикам, а также соблюсти показатели, заложенные в госпрограмме.

Центробанку РФ сокращение бюджета выгодно, так как ему будет проще контролировать инфляцию. Ведь чем меньше денег в обороте, тем проще осуществлять контроль. Всем известен тот факт, что в госзакупках высокая добавочная стоимость. Связано это в первую очередь с издержками в системе госзаказа, причём эти издержки не связаны напрямую с исполнением госзаказа. Для того чтобы принимать участие в тендерах, необходимо содержать штат специалистов или прибегать к услугам сторонних организаций. Предприятие несёт также расходы, связанные с обеспечением заявки и обеспечением исполнения контракта. Если сумма небольшая, то поставщик просто вносит депозит, а если нет, то предоставляет банковскую гарантию. И затраты на приобретение банковской гарантии он закладывает в сумму контакта. В противном случае он не будет принимать участие в конкурсе, так как это ему будет невыгодно. Ещё есть одна издержка, без которой отдельные контракты выиграть просто невозможно – это коррупционная составляющая. Все эти издержки закладываются в цену товара или услуги, и именно поэтому цена контакта оказывается гораздо выше, чем обычная коммерческая сделка. В итоге завышенные цены на товары, закупаемые госпредприятиями, провоцируют инфляцию.

Государство всё делает для того, чтобы сократить эти издержки. В настоящее время ведётся большая работа для того, чтобы перевести все закупки в электронный вид. Это поможет значительно сократить издержки и уменьшить коррупционную составляющую. Все документы и протоколы будут храниться на площадках 10 лет, а это значит, проверяющие в любое время могут проверить госзаказчика. Кроме того, с 1 января 2015 года государственный заказчик будет обязан обосновать каждую закупку. То есть он будет должен сослаться либо на поручение президента, либо на федеральную программу и так далее. А в 2016 году с 1 января государственный заказчик вообще не сможет разместить закупку, если она будет отсутствовать в плане-графике размещений, которые будут размещаться на официальном сайте в виде электронных таблиц.

В этом году с 1 марта заработал в полную силу реестр банковских гарантий. Банки напрямую при выдаче этого документа поставщику самостоятельно заносят её в реестр в специальном разделе электронной официальной площадки закупки. гов. ру. Если ранее Заказчику для верификации каждой банковской гарантии приходилось отправлять запрос в банк, то теперь ему достаточно ввести ИНН компании и проверить подлинность документа. Ранее это было не очень удобно для Заказчика, если учесть, что у некоторых из них проходит до 50 торгов в день. Минэкономразвития приняли очень верное решение, переложив временные и транзакционные издержки на тех, кто заинтересован в нормальном функционировании рынка банковских гарантий, то есть на сами банки. Опыт удался, так что в будущем мы сможем увидеть, как внедряется верификация документов и информации и в других сферах деятельности.

Минфин принял решение о сокращение бюджета на 2014-2015 год на 5%. Вполне возможно, что реальное сокращение составит 15%. Сокращение не затронет такие защищённые статьи, как пенсии, стипендии и так далее. В непростой экономической ситуации это вполне естественный процесс, так что нужно ожидать постепенное сокращение госзаказа. Но оно будет происходить не такими быстрыми темпами, и у бизнеса есть ещё время на внедрение в систему госзаказа. Ведь только госзаказ в наше неспокойное время несёт бизнесу стабильность и уверенность в завтрашнем дне, и не учитывать это нельзя!

 

 

 

заказчику