Госзаказ на организацию питания в медучреждениях Новосибирской области

В настоящее время четыре медучреждения в областном центре города Новосибирска привлекли профессиональные организации для организации питания в своих учреждениях. Профильные организации приступят к своим непосредственным обязанностям с 1 июня этого года. Привлекая специализированные организации для организации питания, регион планирует избавить больницы от непрофильной им функции, а главный врач только будет «снимать пробу» с социального меню. При этом ассортимент продуктов и блюд в меню стационаров существенно расширится.

Новая схема организации питания в этом году будет опробована в областной клинической больнице, городских клинических больницах № 11 и 1, а также в областном онкологическом диспансере. Общая сумма контрактов по всем учреждениям, участвующим в пилотном проекте, рассчитанном на три года – 700 миллионов рублей. Предполагается, что изменится не только форма организации питания, но и улучшится рацион. Он будет более насыщен овощами, фруктами и молочными продуктами.

Для осуществления пилотного проекта в прошлом году было создано управление социального питания Новосибирской области.  Они будут также согласовывать контракты и помогать проводить торги. В Сибири это первый опыт. Данную систему обкатали уже в Санкт-Петербурге. Претензий к этой системе предостаточно, но без трудностей и накладок в таком непростом деле никак не обойтись.

Почему обратились к переменам в столовых бюджетных учреждений?

Вообще-то идея создания и развития индустрии социального питания не нова – её уже обсуждали лет 15 назад. Просто в то время основное внимание уделялось школьным столовым, ведь это самый многочисленный контингент. В 2009 году Госдума бурно обсуждала проект по комплексной организации питания в бюджетной сфере. Именно в этот период и было решено организовывать комплексное питание не только в школах, но и в других учреждениях, где питание организовывается за государственный счет.

Сразу после кризиса в 2008-2009 годах было решено поддержать отечественные агропромышленные и перерабатывающие комплексы и внедрить целевую программу соцпитания. Государственный заказ на обеспечение питанием школ, больниц и других государственных учреждений дал бы таким предприятиям стабильный гарантированный доход.

Сегодня тему соцпитания двигает сельскохозяйственное ведомство. Внедрение этого проекта позволит поддержать сельское хозяйство. Ведь сегодня наша страна вступила в ВТО, а так как государство отказалось напрямую финансировать АПК, это отличная поддержка отечественного производителя. В регионе же проект, пока пилотный, поддерживает управление социального питания.

Что ожидает нас в будущем?

Перемены, несомненно, будут глобальные. Но для этого нужно будет внести некоторые поправки в действующее законодательство. В перспективе будут в единой связке АПК и все потребители социальной сферы, в том числе и социально уязвимые слои населения. А между ними – сеть перерабатывающих предприятий, которые будут принимать, перерабатывать до полного цикла продукцию и поставлять её по средне-рыночной низкой цене конечным потребителям. Аграрники заинтересованы в этом как никогда, так как разницу между ценой сбыта и рыночной ценой им будет компенсировать государство (либо из областного бюджета, либо из федерального). Это не будет противоречить требованиям ВТО, причем контроль за расходованием бюджетных средств будет строгий. Сколько продукции будет поставлено, за столько будет и получено. Одно но – вопрос АПК, как быстро придет компенсация, так и повис в воздухе.

Для реализации этой программы необходимо создание производственно-логических комплексов. Минсельхоз взял на себя эту задачу, и по области планируется создать несколько таких пунктов. Но с законодательной стороны этот вопрос пока не очень четко просматривается, поэтому в перспективе этот вопрос может быть решен в ближайшие два года.

Плюсы и минусы комплексных пунктов питания.

Плюс, естественно, при появлении таких комплексных услуг по организации питания есть, и он на поверхности. Главные врачи и руководители государственных учреждений будут только контролировать процесс с точки зрения потребителей. Ни закупать продукты, ни варить и ни содержать пищеблок им не придется.

Но есть одно но. А где гарантия, что в столовую придет высококвалифицированный исполнитель и будет добросовестно выполнять свои обязанности? Конечно, есть в области замечательные примеры. Например, в Купино есть школьная столовая, которая всем можно ставить в пример. А помогает в этом школе бывший выпускник – московский бизнесмен.

К тому же те, кто получит заказ на организацию питания, должны будут пройти строгий конкурсный отбор. Участие в конкурсе возможно будет, если организация уже исполняла подобные контракты. С другой стороны, от организации питания будут отстранены те малые предприятия, которые годами кормили школы, больницы и детские сады без штрафных санкций – с такими расставаться будет действительно трудно и жалко. Но пока система еще не налажена, говорить что-то конкретное рано. Самое главное в этом деле – сделать так, чтобы во всей этой цепочке организации питания были довольны все – от АПК до потребителей.
 
 
 

заказчику