Госзакупки – эффективный инструмент экономии бюджетных средств. Какие ведомства владеют им в совершенстве?

Насколько эффективно сработали федеральные ведомства в области госзаказа в первом квартале 2014 года? Этим вопросом озаботилась компания «Закупки360°» и составила рейтинг госзаказчиков. В перечень вошли ведомства, чей квартальный оборот превысил 9-миллионный барьер. При этом эксперты компании не учитывали закупки у единственного поставщика.

В ходе исследования все ведомства федерального уровня были условно разделены на две группы:

  • Первая группа – вошли госведомства, которым удалось сэкономить значительную сумму бюджетных средств при организации госзакупок.
  • Вторая группа - вошли ведомства, которым не удалось достичь значительной экономии.

При определении «экономии» исследователи рассчитывали разницу между  суммой всех начальных (максимальных) цен контрактов, которые устанавливались заказчиком первоначально, и фактической суммой контрактов, которые были заключены по итогам тендеров. В итоге были получены такие результаты. Самым неэкономным признана Рособоронпоставка - ведомству удалось сэкономить только 0,24% от первоначальной стоимость контрактов. Также в перечень «неэкономных» вошли  Минкультуры, Минтранс, Минздрав, Рособрнадзор, Росмолодежь и др. Эксперты подытожили, что указанным ведомствам среди поставщиков, принимающих участие в тендерах, не удалось найти исполнителя, который бы существенно снизил стоимость контрактов.

Как пояснили в «Закупки360°», Рособоронпоставка стало самым неэкономным потому, что 78% заключенных контрактов были подписаны на первоначальных условиях, то есть без снижения начальной (максимальной) цены. Стоит отметить, что по результатам 2013г. Рособоронпоставка также входило в перечень «неэкономных» и занимала третью строчку рейтинга.

В Минкультуры был заключен 61% контрактов без  понижения цены. Однако в самом ведомстве к обнародованным результатам отнеслись спокойно. Как пояснили в пресс-службе Минкультуры, эксперты компании, проводившей исследование, не озвучили принципы оценки госведомств, показатели и критерии, которые учитывались при формировании рейтинга. Кроме этого, в ведомстве отметили, что при выборе исполнителя контракта в первую очередь ориентируются на качество услуги. А, как известно, низкая стоимость не всегда  соответствует хорошему качеству.

Группу наиболее экономных в первом квартале 2014 года, по данным «Закупки360°», возглавило Минтруда. Этому ведомству удалось сэкономить  43,56% бюджетных средств от начальной стоимости заключенных контрактов. Второе место с показателем 36,71%  за Федеральным агентством морского и речного транспорта. Третье за Федеральным агентством связи (23,11%). Для сравнения с периодом 2013 года Минтруда удалось улучшить свою позицию, тогда ведомство занимало вторую строчку рейтинга.

По мнению Виктора Хрекова, пресс-секретаря управления делами президента РФ, первое место для Минтруда является заслуженным. Он рассказал, что все процедуры закупок в этом ведомстве проходят через конкурсы либо электронные аукционы. Все тендеры проводятся на средства, выделенные из бюджета. По некоторым конкурсам удается достичь значительной экономии – до 20% от начальной цены.

Эксперты неоднозначно отнеслись к результатам, которые озвучила компания «Закупки360°». В первую очередь потому, что закупки каждого государственного ведомства имеют свою специфику. В некоторых ситуациях, как например, с оборонными заказами, значительно снизить начальную цену при проведении госзакупок практически невозможно. Не учли исследователи и то, какими методами обоснования начальной (максимальной) цены пользовались заказчики. По мнению экспертов, этот показатель также мог повлиять на эффективность проведения закупок. К примеру, ведомство могло  проводить тендер на создание сайта с ценой, значительной превышающей рыночную, - 19 миллионов рублей. А по итогам проведения тендера заключить контракт по цене 9 миллионов. Если руководствоваться механизмом расчета «Закупки360°», то получается, что ведомство проявило себя как талантливый экономист бюджетных средств.

По мнению Ильи Ходрикова, эксперта антикоррупционного комитета, чтобы получить объективные данные о том эффективно или неэффективно расходуются средства, нужно учитывать как прямые, так и косвенные показатели. А если при составлении рейтинга были приняты в расчет только  общие показатели, то его ценность невелика.

Позицию Ходрикова разделяет также Дмитрий Говорцов, член комитета Госдумы по безопасности Он считает представленный рейтинг несправедливым. При составлении рейтинга следует учитывать заключения Счетной палаты, возбуждены ли в отношении ведомства уголовные дела по коррупционным статьям, вовремя ли исполняются поручения президента. Эксперт уверен, что самым неэкономным и коррумпированным по этим критериям сегодня является Федеральная таможенная служба. Если же по озвученным им критериям проанализировать все ведомства, тогда можно получить более объективную картину.

 

 

 

заказчику