Госзакупки и конкуренция – как они связаны между собой?

В настоящее время в связи с введением санкций против России наше государство также ограничивает импорт товаров. Политическая ситуация диктует новые правила. Не будет импорта, постепенно и конкуренция сойдёт на НЕТ в некоторых отраслях.

Сегодня вопрос ограничения монополий решает ФАС. Но иногда нескорые решения, принимаемые Правительством, отменяют конкуренцию в государственных закупках. Например, запрет на закупку импортного медицинского оборудования. Или запрет на покупку для государственных нужд автомобилей иностранного производства. В настоящее время для гособоронзаказа в приоритете практически стопроцентное импортозамещение.

Несомненно, эта мера нужна с политической точки зрения. Но, с другой стороны, эти меры могут вызвать рост цен. ФАС предложила выход – необходимо установить административный контроль над ситуацией. Например, региональные власти вправе в результате переговоров подписать соглашение об удержании цен с отечественными производителями и в дальнейшем уже смогут регулировать цены на рынке.

Сегодня  новый закон «О контрактной системе» работает, но со многими поправками. Не успел новый закон вступить в силу, как поправки к нему принимается одна за другой. Закон готовился в спешке, и сегодня работает рабочая группа, которая оперативно исправляет все пробелы и недочёты в 44-ФЗ. Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что кое-где в отраслях есть очень мощные блоки, которые лоббируют свои интересы в Государственной думе. Всё это приводит к тому, что принимаются поправки, которые позволяют отклоняться от правил 44-ФЗ.

Например, сегодня в сфере строительства в основном проводятся конкурсы, и это лишает процедуру прозрачности. Ведь если фирма принимает участие в конкурсе, то она может договориться с заказчиком, а вот в случае электронных торгов сделать это проблематично. К тому же сегодня от действия нового закона освобождены унитарные предприятия. Все они пока работают в соответствии с правилами, которые устанавливает 223-ФЗ.

ФАС обращает внимание на государственные компании. Например, закупки «Газпрома» и РЖД в сумме превышают федеральный бюджет. Это довольно большие цифры. ФАС вместе с «Росатомом» разработало стандарт закупок для государственных корпораций. В планах разработать и представить предложения для утверждения в Правительство директивы для госкомпаний.

Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что конкуренцию нужно поддерживать там, где она есть. А вот там, где её нет и сроки слишком сжатые, проводить торги нет необходимости. Например, тендер на строительство Керченского моста не проводили. В настоящее время силами РЖД уже начались подготовительные и земляные работы. Подрядчиков будут выбирать без конкурса – время не ждёт. Известно лишь, что подрядчик должен будет предоставить банковскую гарантию – 30% от общей суммы государственного контракта. Конечно, для ФАС лучше бы было увидеть тендер на строительство Керченского моста, но не всегда проведение конкурса является экономически и политически целесообразным. Бывают и исключения из правил. Самое главное, чтобы в результате экономика двигала вперёд производство, и увеличивалось общее благосостояние нашего народа. А какими методами - это уже вопрос второстепенный. Ведь не всегда можно все прописать в законах – жизнь так многогранна во всех её проявлениях. 

 

 

 

заказчику