Госзакупки на импортные товары: исключить нельзя, «урезать» можно

Минпромторг в целях реализации программы импортозамещения предложил существенно сократить объем государственных закупок на импортируемые товары. По мнению экспертов ведомства таких товаров должно быть не больше 20% от общего количества госзакупок. Остальные 80% - доля отечественных производителей.

О том, что рынок должен принадлежать собственным производителям, говорил глава государства Владимир Путин. Перед Правительством РФ поставлена задача: до 1 октября 2014 года составить перечень товаров, закупать которые госзаказчики смогут только у отечественных производителей, либо производителей на территории Таможенного союза.

Глеб Никитин, первый замминистра, рассказал, что в основу перечня будет заложен межотраслевой подход. В одном нормативно-правовом акте законодатели постараются собрать «как можно больше товарных позиций». Задача госзаказчиков до конца 2014 года: разработка графика перехода на закупки товаров отечественного производства до 2017 года. При этом уровень закупок российских товаров в гражданских отраслях должен достигать 80%. По сведениям официального портала государственных закупок, за прошлый год на счету госзаказчиков извещений о закупках размещено на сумму 6,4 трлн рублей, на счету государственных компаний – без малого на 14 трлн.

Ситуацию прокомментировали и в Минэкономразвития. Здесь рассказали, что поддержать российского производителя удавалось больше за счет преференций. Цена на некоторые категории товаров из Таможенного союза превышает иностранные аналоги почти на 15%. Это лекарства, одежда, ипродукты питания. Пока запрет на закупки импортных товаров установлен для заказчиков, ответственных за реализацию гособоронзаказа. Остальные (гражданские) сферы экономики регулировал закон о госзакупках. В рамках ныне действующей контрактной системы также можно регулировать данные процессы.

Как пояснил Глеб Никитин, полностью запрещать тендеры на закупки импортной продукции не нужно. Главное, чтобы с российской стороны были конкурентоспособные производители (как минимум 2 — 3), которые бы смогли представить заказчику аналог товара, по качественным характеристикам не уступающий импортируемому.

К предложению Минпромторга эксперты из разных отраслей отнеслись неоднозначно. Одни уверены, что  без потерь заменить импортируемые товары, будет сложно. Ведь многие категории товаров у тех же европейских производителей по качеству на порядок выше российских. Владимир Шипков, возглавляет Ассоциацию международных фармацевтических производителей, пояснил, что треть товаров фармацевтического рынка приобретаются путем проведения закупок. При этом в некоторых сегментах доля импортируемых товаров доходит до 90%. Эксперт уверен, что если установить запрет, то потребители лишатся качественных медикаментов.

Георгий Сухадольский из НАИЗ, считает, что запреты можно устанавливать в отраслях экономики, которые связаны с безопасностью. В других отраслях  должен действовать механизм преференций. Иначе это чревато ограничением конкуренции при закупках и возникновением сговоров. Кроме этого, нужно удостовериться, что российским производителям по силам удовлетворить потребности заказчиков. В обратном случае может возникнуть дефицит. С этой позицией несогласен Никитин. Он пояснил, что речь не идет об одномоментном введении запретов. Все будет происходить по графикам. Запрет будет установлен только на тот объем продукции, который отечественный производитель сможет потянуть.

За тщательный анализ возможностей российских производителей выступает Антон Данилов, сопредседатель ОО «Деловая Россия». Он считает, что перед тем, как ввести запреты нужно узнать, кто из отечественных производителей может взять на себя реализацию проектов по импортозамещению, а затем договориться с производителями других стран о локализации.

Игорь Юргенс, вице-президент РСПП, полагает, что меры поддержки эффективны, если сформирована нормальная конкурентная среда. Если же запреты установлены «сверху», то о полезности этих мер говорить не приходится – воспользуется ими тот, кого признают «экономическим патриотом».

 

 

 

 

заказчику