Грядет деофшоризация экономики в России. Какой она будет?

В Госдуму был подготовлен и направлен пакет законопроектов, принятие которого поможет улучшить российскую экономику. Связан он с офшорами. Подготовили этот пакет члены Совета Федерации. Председатель палаты Валентина Матвиенко также принимала в этом непосредственное участие. Ожидается, что эти пять пакетов рассмотрят уже осенью. Последней каплей перед подготовкой этого законопроекта стал отчёт Счётной палаты. В нём сообщалось, что были зафиксированы внешнеторговые операции с низконалоговыми зонами на сумму 329 миллиардов долларов. В настоящее время более 40% внешнеторгового оборота приходится на офшорные компании.

Подсчитано, что за последние два десятка лет из нашей страны в офшоры было выведено около одного триллиона долларов. Стало ясно, что нужно срочно принимать меры, которые снизят отток капитала из страны и будут служить преградой для уменьшения поступления налогов в казну.

Сергей Рябухин, председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сообщил, что проанализировав экономическую ситуацию по внешнеторговым операциям, стало ясно, что необходимо в срочном порядке принять целый блок законодательных актов, которые помогли бы исправлению данной ситуации.

В настоящее время разработано пять пакетов документов, принятие которых поможет нашей экономики поправить своё положение. Основная их функция – закрыть доступ компаниям, которые зарегистрированы в офшорах,  к государственной поддержке через госгарантии и Внешэкономбанк. Теперь компании должны раскрывать всю информацию о получателях средств, которые в дальнейшем направляются на закупку товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд. Так же соответствующие органы могут узнать в соответствии с законом обо всех лицах, которые получают бюджетные средства.

Если же компанию контролируют, то информация об этих лицах также  должна предоставляться. Были внесены поправки и в закон «О контрактной системе» Теперь иностранные компании не могут принимать участие в конкурсе на заключение контрактов с государственными компаниями. То есть если главное лицо компании зарегистрировано или проживает в офшорной зоне, то компания не сможет участвовать в государственных закупках.

Внешэкономбанк может теперь предоставлять только кредиты российскому юрлицу для развития инфраструктуры и реализации инновационных проектов, зарегистрированных на территории РФ. Теперь даже банковская гарантия может выдаваться только российским юридическим компаниям.

Более того, информацию о своих иностранных родственниках необходимо будет предоставить уже на этапе регистрации компании. Инициаторы пакета поправок по деофшоризации экономики нашей страны пошли дальше – они предложили поправки в Уголовный кодекс. В ст. 199 УК РФ дополнили случаи, когда юридическое лицо может привлекаться к уголовной ответственности. Например, за уклонение от уплаты налогов с применением офшорных схем,  фирм-однодневок и т.п.. Наказание предусмотрено немалое – от штрафа от 200 до 500 тысяч рублей до тюремного срока до 6 лет и лишение права занимать потом руководящие должности в течение 3 лет.

В 199 УК РФ введены поправки, которые можно считать либеральными. Например, снижение минимального порога наказания (на 2 года) за преступления, совершённое группой лиц. Но это только на первый взгляд предложенные поправки ослабляют хватку контролирующих органов. Если рассмотреть все поправки, которые были предложены, то возникает не совсем радужная картина. Например, в ст. 104 УК РФ предложено ввести конфискацию в отношении средств преступления, даже если оно и не принадлежит обвиняемому. Если будет доказано, что организация знала, для каких целей было использовано её оргтехника и другие средства для ведения бизнеса, то эти средства конфискуют. Если эта норма будет принята, то силовики смогут оказывать давление на банковские или другие структуры, которые оказывают услуги В2В.

К сожалению, правоприменительная практика в нашей стране такова, что правоохранительные органы исходят из презумпции виновности налогоплательщика. А это весьма печальная перспектива доказывать свою невиновность, и в первую очередь для бизнеса.

Надо сказать, что пакет деофшоризационных мер не исчерпывается пятью документами. Например, Следственный комитет предложил идею механизма привлечения к уголовной ответственности юридических лиц. Минфин же подготовил документ о контролирующих организациях. ФНС также внесла интересные предложения, переняв иностранный опыт.

Все наработки планируется принять уже  в ноябре этого года. Тогда они начнут работать с начала 2015 года, а чем быстрее этот пакет документов заработает, тем лучше для всех нас. Но мало принять законы, нужно создать рабочие механизмы для выявления преступлений. Начало этому уже положено. Например, фирмы-однодневки можно легко вычислить. Методика их выявления уже отработана Росфинмониторингом. Если такие методики законодательно закрепить, то это поможет в борьбе с налоговыми злоупотреблениями в офшорах.

заказчику