Как решается проблема прозрачности и эффективности госзакупок в Самарской области

 Опубликовано: 23.03.2015

ставка на централизацию и этпВ настоящее время областные власти г Самары делают ставку на централизацию государственных закупок всех уровней – и муниципального, и регионального. Руководитель Контрольного управления президента РФ Константин Чуйченко еще в конце прошлого года говорил о том, что за счет централизации закупок можно приобретать товары гораздо дешевле. Ведь чем больше объемы закупок, тем больше скидок предоставляется компании. В результате можно сэкономить до 10 процентов бюджетных средств. Кроме того, централизация закупок обеспечивает эффективную логистику. В Самарской области решили создать Главное управление организации торгов, которое будет отвечать за все централизованные закупки. Такую организацию торгов можно эффективно контролировать, что обеспечит эффективность и прозрачность государственных закупок.

Руководитель Главного управления организации торгов Самарской области Михаил Головушкин рассказал, что сегодня централизаций госзакупок занимаются многие регионы. И здесь главное не только большие объемы закупок, но и разработка единых правил и определение общих подходов к государственным закупкам. При наличии большого количества заказчиков (а их в Самарской области свыше 600) это обязательное условие. Представьте себе, если каждый будет выдвигать свои требования к закупаемым товарам. В этом случае закупки проводить централизованно было бы просто невозможно. В настоящее время при централизованных закупках применяются типовые формы технического задания и государственного контракта. Это дисциплинирует поставщиков и облегчает работу заказчиков, а также в таких условиях остается мало места для коррупции и разного рода злоупотреблений. Поставщикам в таком случае гораздо легче готовить заявки на участие в конкурсе, так как технические задания по одному и тому же виду закупки идентичны.

 Централизация госзакупок позволяет делать закупки максимально прозрачными – в этом случае нечестным на руку заказчикам трудно вести свою игру.  Кроме того, в этих условиях заказчик более тщательно обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, так как знает, что он не один заявитель в подобных торгах и контролирующие органы всегда смогут проверить и определить, насколько правомочно установлена начальная цена контракта.

Кроме того, при централизации торгов госзаказчики экономят и на других статьях расходов. Например, им теперь нет необходимости держать в штате специалистов соответствующего профиля. В настоящее время доля электронных торгов постоянно растет, так как именно электронные торги обеспечивают эффективность, доступность, открытость, оперативность и удобство для широкого круга поставщиков. В госсекторе доля электронных торгов составила в прошлом году более половины от всех торгов (51,3%).

Генеральный директор ЕЭТП Антон Емельянов заявил, что: «Сегодня уже ясно всем, что электронные процедуры более эффективны, чем «бумажные»». Централизация закупок совместно с использованием ЭТП позволила Самарской области войти в ТОП-10 национального рейтинга прозрачности закупок 2014 года. 95 процента от общего количества закупок управления составили закупки, размещенные на электронных торговых площадках.

В настоящее время государственные закупки проводятся почти по всем видам деятельности жизнеобеспечения и развития региона. При этом весомая доля централизованных закупок приходится на здравоохранение и ЖКХ. Эксперимент по централизации госзакупок в Самарской области состоялся. А это значит, что и в этом году государственные закупки будут вестись централизованно, что в свою очередь позволит экономить бюджетные средства.  

 

 

 

 

заказчику