Какова готовность перехода на электронные процедуры новой контрактной системы и какие преимущества дал 44-ФЗ малому бизнесу?

Минэкономразвития провело совещание, на котором обсудило вопрос о готовности на переход в формат электронных процедур определения поставщиков для обеспечения муниципальных и государственных нужд. На совещании присутствовали представители операторов электронных площадок, Поставщики и представители субъектов Российской Федерации.

Проведение процедур определения поставщиков в электронной форме существенно повышает анонимность подачи и рассмотрения заявок. К тому же такая форма подачи заявок значительно снижает финансовые и временные затраты Поставщиков и Заказчиков. В связи с этим Правительство делает упор на безбумажный формат подачи заявок, так как это позволит существенно снизить коррупционную составляющую. Прозрачность и анонимность в этом случае является гарантией того, что торги будут выиграны в честной борьбе.

Заместитель Министра экономического развития Евгений Елин отметил, что: «Мы рассчитываем на увеличение электронных процедур в два раза. То есть примерно 80% всего объёма закупок будет происходить в электронной форме. Заказчики и Поставщики смогут существенно сократить свои издержки. Закупки станут всё более открытыми, а это значит, что коррупционный риск значительно снизится».

В планах Минэкономразвития с 1 января 2015 года перевести в электронную форму закупки федеральных заказчиков, остальные субъекты могут пользоваться электронным форматом по желанию. А вот с 1 июля 2015 года они должны все как один использовать только электронный формат. А с начала 2016 года уже муниципалитеты обязаны будут осуществлять закупки только в электронном формате. Пока же порой даже запрос котировок некоторые Заказчики просят присылать в бумажном виде – такое в наш век интернет-технологий совершенно недопустимо.

Подача заявок будет проходить по определённому сценарию. Для этого будет задействован существующий функционал электронных площадок. Электронные аукционы уже давно проходят практически так же. В первой части заявок указывается качество предлагаемого товара, работ или услуг. При этом сохраняется анонимность заявителя. Далее каждый участник после рассмотрения заявок узнаёт из протокола, сколько баллов он получил. При этом он не знает, сколько потенциальных поставщиков принимает участие в торгах, и у кого какие баллы. Следующий этап – это переторжка, которая не является обязательной для участников. Если участник указал уже минимальную цену и не хочет её снижать, то это его право. Цены, которые будут указаны в результате переторжки, будут являться окончательными.

Далее прикладывается вторая часть заявки, подписанная ЭЦП, где указываются все необходимые сведения. На основании полученных данных также присваиваются баллы за квалификацию. Затем по выставленным баллам будет формироваться рейтинг, и далее уже с победителем будет заключаться контракт. Процедура заключения контракта также будет проходить через электронную площадку по отработанной схеме.

Новый закон «О контрактной системе» дал малому бизнесу массу преимуществ. Количество закупок у малого бизнеса возросло по итогам первого полугодия почти на 60%. По расчётам, малый и средний бизнес получит при закупках государственных компаний дополнительно триллион рублей. С принятием нового закона была увеличена квота закупок у субъектов малого предпринимательства с 10 до 15%.

Кроме того, ранее малые предприятия сдерживало принимать участие в торгах слишком длительные сроки оплаты контрактов. Теперь он уменьшен до 30 дней – все взаиморасчёты заказчики обязаны осуществлять только в этот срок, не более. Кроме того, в 15% не включаются закупки, которые не состоялись. То есть отменили виртуальную поддержку малого бизнеса. Аналогичная работа сегодня проводится и по 223-ФЗ. В настоящее время на рассмотрении проект постановления Правительства РФ, в котором будет установлена квота закупок у малого и среднего предпринимательства для субъектов естественных монополий и компаний с госучастием. Самая главная поддержка – это возможность стать поставщиком государства. Это гораздо лучше, чем разовые субсидии, причём такие меры гораздо эффективнее остальных. А это значит, что новый закон работает и постепенно набирает обороты. Но впереди ещё много работы, и не нужно останавливаться на полпути. Очень много ещё норм не вступили в силу. Поправки к закону специальная рабочая группа обсуждает и принимает постоянно, так что закон «О контрактной системе» будет улучшаться с каждым днём. 

заказчику