Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры (КТ) – форма проведения эффективных  закупок товаров с учетом специфики бизнеса заказчика. В отличие от государственных, закупки на коммерческой основе отличаются более свободной формой организации и проведения, и не контролируются государством. Законодательной основой для торгов служит Гражданский кодекс (ст. 448), ФЗ «О защите конкуренции», 223-ФЗ и внутренние регламенты, принятые в частных организациях. При возникновении спорных моментов, связанных с исполнением торгов, все решается согласно букве закона.

Коммерческие тендеры могут проводиться в форме:

  • конкурса – открытого, закрытого, ценового, двухэтапного, с предварительным отбором, с переторжкой,
    аукциона,
  • конкурентных переговоров,
  • запроса цен, предложений,
  • закупки у единственного поставщика.

В отличие от госзакупок коммерческие тендеры имеют более гибкие условия участия. Тем не менее, чтобы получить контракт по результатам проведения торгов, необходимо знать основные этапы организации КТ.

  • Анализ конкурсной документации. Стандартная тендерная документация включает техническую и коммерческую часть. В техническом задании указывается наименование товара (услуги), его описание, условия участия в тендере, правила подачи заявки. Во второй части устанавливается цена, условия сотрудничества, источник финансирования, способы оплаты и др.
  • Определение соответствия установленным требованиям и принятие решения об участии. На этом этапе необходимо принять во внимание форму подачи заявки, критерии оценки участников, сроки проведения.
  • Уточнение позиций. После подачи первоначальных заявок на участие в конкурсе, аукционе участники имеют право обратиться к заказчику за дополнительными сведениями.
  • Подготовка заявки – ответственный этап. Профессионально составленная тендерная заявка поможет представить претендента на контракт в выгодном свете.
  • Презентация предложений. На этом этапе заказчик приглашает отобранных участников для наглядной демонстрации своих предложений. Грамотно составленная презентация в наглядной форме должна продемонстрировать все выгодные стороны участника и заинтересовать организатора.
  • Окончательный отбор. Тендерным комитетом коллегиально принимается решение в пользу одного из поставщиков. Для определения победителя используется рейтинговая таблица.
  • Объявление победителя. Если  заказчиком использовалась открытая форма проведения торгов, объявление о победителе печатается в СМИ или оглашается на общем собрании. При закрытой форме – участники оповещаются персонально.

Местом, где организуют коммерческие тендеры, являются электронные площадки, которые могут находиться, как в собственности заказчика. Наиболее известны в бизнес-сообществе - B2B-NPK, B2B-ЖКХ, B2B-Avia, B2B-Агро, B2B-SNG, B2B-Спорт, B2B-Холод, B2B-Металлург, B2B-Телеком, B2B-Авто, B2B-Страхование и др. Существуют также отраслевые порталы, на которых отражается информация о частных торгах. Их предназначение – помочь потенциальному поставщику осуществить поиск торгов путем предоставления информации и ссылок на сайт заказчика.

Считается, что участие в торгах на коммерческой основе сопряжено с рисками невыполнения договорных обязательств. Свести к минимуму долю рисков с обеих сторон поможет банковская гарантия.

 

 

заказчику