Контрактная система в сфере строительства: мнение специалиста

Как повлияет введение закона «О контрактной системе…» на сферу строительства? Как повлияет введение закона «О контрактной системе…» на сферу строительства? С какими трудностями  могут столкнуться  строители, осуществляя закупки? Оценить ситуацию попытался заслуженный строитель РФ и гендиректор НП «Строители Урала» Виктор Терентьев.

О месте строительной отрасли в экономике страны
Являясь отраслью материального производства, строительство влияет на состояние национальной экономики. На сегодняшний день в отрасли заняты 7,4% населения. Объём выполненных работ по этому виду экономической деятельности за 2012 год оценивается в 5,7 трлн. рублей. Размер инвестиций в основной капитал составил почти 13 трлн. Увеличивается численность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занятых в строительстве.
Эти факты только подтверждают роль строительства в социально-экономическом развитии России, поэтому принятые нормативно-правовые акты должны способствовать её процветанию, а не заводить в тупик.

О существующей системе закупок

Эксперт отметил, что сложившиеся условия ведения бизнеса и развития предпринимательства являются очень тяжелыми. Ограничению деловой активности в строительной отрасли способствуют  многочисленные административные барьеры, длительные сроки оформления  документации. Процветание недобросовестной конкуренции отражается на работе строительного комплекса и приводит к его дестабилизации.

О нововведениях в ФЗ-44
В целом новый закон оценивается позитивно. Однако некоторые статьи документа применительно к строительству воспринимаются  неоднозначно. Наиболее актуальной и обсуждаемой является 37 статья Закона об антидемпинговых мерах, которая устанавливает возможность снижения начальной (максимальной) цены (Н(М)Ц) на 25 и более процентов.
В строительной отрасли считают меру недопустимой, так как это может отразиться на безопасности и качестве возводимых объектов. Ведь сметная документация, прошедшая экспертизу,  утверждается заказчиком. Эксперты убеждены, что  такая «экономия» (снижение стоимости на 25%) не пойдет на пользу, так как при меньшем финансировании подрядчику придется экономить на всем: специалистах, материалах, оборудовании.

Предлагают для ведения закупок в области строительства при расчете Н(М)Ц применять метод сопоставления цен и проектно-сметный. Совершенствование ценообразования  и переход на сметно-нормативную базу позволит строительным организациям более эффективно принимать участие в конкурсе или аукционе, цена контракта по которому будет обоснована.

Господин Терентьев указал на наличие положений, которые можно трактовать по-разному. К примеру,  в статье 34 (часть 2) прописано, что цена контракта является твердой на весь срок его исполнения. Законодатели не учли факт, что возведение объектов по времени может длиться месяцами и даже годами, поэтому установленная мера в такой ситуации является необоснованной.

Эксперт отметил, что задача Национальных объединений строителей, проектировщиков, задействованных специалистов устранить неопределенности в ФЗ и разработать подзаконные акты и методические рекомендации, которые позволят учесть интересы строителей, изыскателей, проектировщиков. Кроме этого  предлагается создать специализированный орган исполнительной власти, который будет отслеживать закупочную деятельность в строительстве, контролировать и анализировать реализацию заключенных контрактов на каждом этапе работы.

О закупках  по объектам капитального строительства
В целях  реализации ФЗ-44 предлагается утвердить на правительственном уровне Положение о закупках по объектам капитального строительства. Нормативный акт должен учитывать специфику деятельности строителей  и включать разделы по подготовке документации по проектированию и проведению изысканий. Для обоснования Н(М)Ц необходимо использовать совокупность  методов.

Кроме этого эксперт предлагает усовершенствовать некоторые статьи  нормативно-правового акта. В частности, внести поправки в 37 статью и установить максимальный порог снижения стоимости контракта на 10%.  Предлагается увеличить роль СРО в госзакупках, которые должны отбирать добросовестных поставщиков для исполнения госконтрактов.

Внести пункт в 31 статью ФЗ, позволяющий обжаловать необоснованный отказ от расторжения контракта в одностороннем порядке и возместить убытки подрядчику. В нынешней редакции такое право имеет только заказчик.При этом Терентьев отметил, что  указанный перечень не является окончательным. Необходим системный анализ документа  для того, чтобы совершенствование законодательной базы было продуктивным.

 

 

 

 

 

заказчику