Лечить по-русски - это по нашему.

Правительство обсуждает введение запрета на закупку импортного медицинского оборудования для государственных нужд. Обоснование запрета – защитить внутренний рынок и обеспечить национальную безопасность. Подготовлен целый перечень изделий, которые могут попасть под запрет уже с 1 апреля этого года. Список довольно обширный – от салфетки до томографа. Столь радикальные меры, по мнению экспертов, могут привести к дефициту самого необходимого.

Запрет будет касаться импортного оборудования и расходных материалов, но в этот список не войдет продукция, произведенная в Казахстане и Белоруссии. Соответствующий проект постановления уже подготовлен Минпромторгом . Авторы идеи считают, что таким образом они смогут защитить внутренний рынок и «создать условия для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем рынке». Уже с 1 апреля этого года в госучреждениях не будет ни импортных салфеток, ни томографов зарубежного производства – перечень подготовлен довольно внушительный. Более того, под запрет попадет продукция, если при её изготовлении доля материалов иностранного производства превысит 50%.

Минпромторг уже посчитал ожидаемый экономический эффект от введенного запрета. Объем производства отечественных медицинских изделий должен возрасти с 19,4 миллиардов рублей в 2014 году до 78,8 миллиардов рублей к 2020 году, соответственно возрастет и доля ВВП – до 0,03%. К тому же и налоги возрастут в три раза. То есть данное постановление обеспечит существенное увеличение налогооблагаемой базы, причем не только в отрасли производства медицинских изделий, но и в смежных отраслях.

Разрабатывая этот законопроект, Минпромторг не предоставил никаких данных о потребностях медицинских изделий, попавших в перечень. В ведомстве уверяют, что в стане не возникнет дефицита шприцев и стоматологических установок. Прежде чем составить список, министерство провело все согласования и учло многие другие нюансы, в том числе и информацию от производителей. По крайне мере, так заявила «Газете.RU» руководитель службы Минпромторга Ольга Болотникова.

Надо сказать, что эти меры уже не первый год лоббирует Союз ассоциаций и предприятий медицинской промышленности России. Юрий Калинин в своем обращении к Дмитрию Медведеву писал, что наличие аналогов не останавливает рост закупок импортных медицинских изделий. Сегодня в рамках ФНЦ медицинские изделия, сделанные в России, несмотря на качество, с большим трудом пробивают себе дорогу на рынок сбыта. Если постановление будет принято, то произойдет не только снижение доступности медицинской помощи, но и стимулирование замены импорта на аналогичную продукцию Российского производства.

Еще в 2012 году Правительство поручило разработать постановление, в котором были  бы освещены особенности закупок медицинских изделий для муниципальных и государственных нужд. Но тот документ не ставил запрет на поставку импортных медицинских изделий, там говорилось лишь об ограничении участия в государственных и муниципальных закупках. То есть принимать участие в конкурсе могли только определенный круг поставщиков.  В документе говорилось и о заключении соглашений с иностранными производителями. Им предлагали перенести свои производственные мощности на территорию РФ. Минпромторг это постановление так и не смог утвердить, но в 2014 году, после событий на Украине, эту идею успешно реанимировали и дополнили новыми пунктами.

Последние события и угроза экономических санкций показали, что Россия должна быть наготове – нужно развивать собственные производственные мощности. Разумеется, увеличивать собственное производство нужно, но сделать это можно, если предоставлять российскому производителю налоговые льготы и убирать препятствия на их пути, то есть локализовать бюрократические барьеры. Эксперты считают, что идея импортозамещения правильная, но выражена она в довольно грубой форме. Для того, чтобы она имела право на жизнь, нужно предварительно произвести довольно глубокий мониторинг закупок на медицинские нужды, а также нужно объемное заключение экспертов о возможностях отечественного производства. А между тем в постановлении ничего не написано о том, что все товары, попавшие в перечень, производятся в России в достаточном количестве. Нетрудно представить, что случится после вступления в силу этого постановления.

Президент лиги защиты прав пациентов Александр Саверский считает, что Минпромторг должен гарантировать российским гражданам, что они будут обеспечены всем необходимым медицинским оборудованием в полном объеме. Кроме того, убрав конкурентов, мы превратим российского производителя в монополиста, и он будет диктовать Минздраву что и за какие деньги нужно у него покупать.

Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA также против таких кардинальных мер. Они считают, что в этом постановлении затронуты интересы российских пациентов. Минпромторг не дал гарантии того, что пациентам будут предоставляться современные, качественные и безопасные медицинские изделия.  Торги на закупку медицинских изделий  могут превратиться в закупку у одного поставщика. И о каком снижении цен тогда может пойти речь?

Нужды российского здравоохранения должны определяться всем сообществом, а не одним Минпромторгом. Потребители могут оказаться в ситуации, когда будет отсутствовать выбор и здоровая конкуренция. В результате возможно снижение качества и повышение цен, а такой поворот событий допустить ни в коем случае нельзя. Ведь наше здравоохранение и так не на самом высоком уровне. Прежде чем что-то сделать, нужно все тщательно взвесить, а в данном случае это не было сделано.

заказчику