Локализация производства в России может быть ускорена

Опубликовано: 12.03.2015

Президент России Путин В.В поручил правительству ускорить разработку поправок в закон о контрактной системе. Речь идет о поправках, в результате принятия последних госзаказчики будут иметь право требовать от поставщиков – участников государственных закупок локализовать производство. Предлагается разработать сам механизм уже к середине марта - такое задание дал соответствующим структурам первый вице-премьер Игорь Шувалов.

 локализация производстваСами поправки в закон Минэкономразвития уже разработало давно. Если стоимость контракта превышает 10 миллиардов рублей и он заключается на срок от 3-х до 7 лет, то госзаказчик после вступления поправок в силу будет иметь право требовать локализацию производства. Сам законопроект еще дорабатывается, и пока не известно, будут ли установлены требования по степени локализации. Но директор департамента Минпромторга Георгий Колдаев отметил, что это необходимо сделать обязательно. В противном случае регионы будут конкурировать за инвесторов, при этом возможно снижение требований по локализации до минимума. Ожидается, что уже к середине года будут разработаны критерии оценки локализации для каждой отрасли.

Сама проблема была поднята после обращения к президенту Путину мэра Москвы Сергея Собянина. При этом было указано, что подобный опыт по локализации производства уже есть. Это поставка 768 вагонов для метро города Москвы. Для тех, кто принимал участие в конкурсе, было поставлено условие - локализация производства вагонов на 70 % к 2018 году. В соответствии с действующим законодательством государство не имело право выставлять такое требование. Но, так как заказчиком был ГУП «Московский метрополитен», в конкурсную документацию это требование включили.

 Между тем интерес к этому контракту проявили несколько международных консорциумов. Но в результате заявку подать смог только «Трансмашхолдинг». Он снизил максимальную цену всего на 2,3 миллиарда рублей. Консорциумы «Уралвагонзавода», «Синары», CAF и Bombardier подали жалобы в ФАС. Федеральная антимонопольная служба нашла нарушения, но они не были связаны с требованием по локализации. В конечном счете конкурс не был отменен.

 В 2015 году ожидается объявить тендер на поставку более 700 вагонов, при этом максимальная сумма контракта будет около 130 миллиардов рублей. Скорее всего, в конкурсную документацию будет включено требование о локализации производства в России.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что эксперимент Москвы нельзя считать удачным, ведь цена была снижена незначительно, а в конкурсе принимала участие только одна компания. Инициатива, бесспорно, хорошая, но механизм по локализации необходимо тщательно продумать, так как чиновники смогут в конкурсной документации описывать требования под аффилированные компании, а это открывает большой простор для коррупции.

 

 

 

 

заказчику