Минэкономики считает, что ФАС нужно реформировать

Минэкономразвития считает, что ФАС (Федеральную антимонопольная служба) сегодня не развивает, а наоборот, ограничивает конкуренцию. Он разработал концепцию первоочередных мер социально-экономического развития антимонопольного регулирования.

В докладе говорится, что в настоящее время ФАС возбуждает очень много дел, но они практически все открываются по формальному признаку, и эффект от таких расследований практически нулевой. За последние шесть лет доля предпринимателей, заметившие улучшения, увеличилась только на 0,5%. Конкуренция практически не развивается, а значит, потенциал антимонопольного регулирования исчерпан, и нужно кардинально менять Федеральную антимонопольную службу.

Но не все считают, как в Минэкономразвитии. Например, ОЭСР считает, что на сегодня российская модель антимонопольного регулирования соответствует лучшим мировым практикам. Замруководителя ФАС Андрей Цыганов удивлен заявлению Минэкономики. «ФАС провела большую работу по присоединению России к ОЭСР в части защиты конкуренции» - такое заявление сделал еще в июле прошлого года руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Между тем Минэкономики предлагает пострадавшим самим принимать меры по защите, используя гражданско-правовые механизмы. Тем самым сузится компетенция ФАС, которая должна разбирать только сговоры – ценовые или сговоры, когда компании принимают участие в тендерах. А малый бизнес лучше вывести из антимонопольного надзора.

Минэкономразвития уже решил, что следует перераспределить полномочия ФАС. Роскомнадзор будет следить за рекламой, Росфинмониторинг следить за государственными заказами, Роспотребнадзор разбирать жалобы физически лиц, а нормотворчество и контроль за иностранными инвестициями Минэкономики планирует забрать себе.

Пока это только предложения экспертов, и все они в стадии обсуждения. Кстати, само перераспределение полномочий ФАС обсуждается уже с 2006 года. Директор департамента Минэкономразвития Наталья Ларионова считает, что нужно рассматривать перераспределение полномочий не по принципу отнять и раздать, а по принципу нужны ли они вообще и не нагружают ли они своими административными полномочиями. Следует сказать, что Минэкономразвития передавать функции ФАС другим органам власти пока не торопится – все это только на стадии обсуждения.

В настоящее время ФАС отвечает за множество функций. Оно отвечает и за подключение электричества, и за нарушения при продаже имущества, разбирает различные жалобы на проводимые торги и так далее. Господин Артемьев с удовольствием откажется от «дел дачников». Но он считает, что вывести сегодня из под контроля малый бизнес – «решение довольно опрометчивое». Ведь никто не помешает недобросовестным собственникам раздробить свои компании. Не все согласны с таким утверждением. Например, старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков считает, что малый бизнес в принципе не может быть монополистом. ФАС должен сконцентрироваться на крупных делах – только тогда от этой службы будет ощутимая польза.

Спорят чиновники и по поводу внезапных проверок. Минэкономразвития считает, что внезапные проверки должны проводиться только по решению суда, А Цыганов не согласен с этим, так как считает, что тогда они потеряют внезапность и сговор можно будет легко скрыть. Порой ФАС может признать, что единственное отделение банка в населенном пункте – это признак монополии. А сотрудники банка на это возражают – разве они виноваты, что никто больше в этом пункте филиалы не открывает? И это вполне резонное замечание.

Конечно, у ФАСа есть и достижения. Например, наведен порядок во взаимоотношениях банков и страховщиков. Но в то же время антимонопольные риски компаний сравнялись с рисками неуплаты налогов. Порой дела возбуждаются по формальным признакам, так как компании иногда просто не в курсе в связи с быстрыми изменениями в законодательстве. Топ-менеджер строительной компании жалуется, что иногда конкуренты просто натравливают на них ФАС, ссылаясь на то, что они копируют их маркетинговую практику.
Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин считает, что влияние ФАС нужно усиливать, а вот выводить малый бизнес из-под контроля ФАС нельзя. Сколько людей, столько и мнений. Главное здесь – поймать золотую середину. Перегибы никому не нужны – ни бизнесу, ни обществу. А значит, нужно все тщательно взвесить все доводы за и против и принять единственное верное решение. Другого не дано.
 
 


 

 

 

 

 

заказчику