Новая контрактная система: что ожидать участникам государственных закупок на пути к успеху.

 

В этом году специалисты ожидают положительную динамику в сфере государственного заказа - по их расчетам численность госзакупок увеличится в несколько раз,  способствовать этому будут новации контрактной системы.

Для справки. Федеральный закон № 44-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года. Руководствоваться им должны государственные заказчики при осуществлении закупки товаров, работ и услуг. В основу нормативного документа положены принципы прозрачности информации, открытости, профессионализма заказчиков, обеспечения конкурентности, эффективности закупок и др.

Чтобы участие в тендерах с госфинансированием было продуктивным, каждому потенциальному участнику следует учесть, что изменения коснулись регламента проведения многих тендерных процедур. Рассмотрим новации контрактной системы подробнее.

  1. Полный контроль.Существенным недостатком ранее действующего 94-ФЗ был недостаточный контроль над этапами планирования закупок и исполнения контрактных условий. По новому законодательству под регулирование попадает полный цикл закупки, при этом предусмотрена возможность для обжалования не только действий исполнителя контракта, но и действия/бездействия заказчика.
  2. Единая информационная система -  «зеркало души» закупок. Чтобы ознакомиться с планами закупок, графиками их проведения потенциальному участнику достаточно будет ввести соответствующий запрос в Единой информационной системе (ЕИС). Кроме этого здесь можно ознакомиться с условиями доступа иностранных поставщиков и исполнителей к участию в российских закупках, особенностями применения национального режима. В помощь заказчикам и исполнителям здесь будут размещены  реестры недобросовестных поставщиков, банковских гарантий, жалоб и др. Сейчас ЕИС находится на стадии формирования, поэтому все данные размещаются на официальном сайте госзакупок.
  3. Общественное обсуждение государственных закупок как мера противодействия коррупции. Данная новация в первую очередь касается дорогих закупок. Каким образом будет происходить обсуждение, еще предстоит определить Минэкономразвития. Но уже теперь известно, что по итогам обсуждений могут быть скорректированы условия проведения закупки, начальная (максимальная) цена контракта либо закупка может быть вообще отменена.
  4. Обеспечение контракта и тендерной заявки – новые возможности банковской гарантии. Как и в 94-ФЗ контрактной системой предусмотрены меры по обеспечению  тендерной заявки и контрактных условий. Если говорить о тендерной заявке, то в качестве обеспечения может быть представлено как денежное обеспечение, так и банковская гарантия. При этом участие в открытых аукционах потребует от потенциальных исполнителей контракта внесения денежных средств. В то время как выбор формы обеспечения конкурсной заявки и заявки на участие в закрытом аукционе остается за участником. Если участник выбирает банковскую гарантию, то, во-первых, она должны быть выдана банком, который входит в перечень банковских организаций, утвержденный правительством РФ. А во-вторых, сведения о выданной гарантии должны быть отражены в реестре. Требования к обеспечению контрактных обязательств должны соблюдаться всеми заказчиками, если планируемая закупка будет проводиться в конкурсной или аукционной форме. При этом размер обеспечения может составлять 5-30% от установленной максимальной цены контракта.
  5. Количество способов закупки увеличилось. Законом № 44-ФЗ предусмотрено большее количество способов закупки товаров, работ и услуг для госнужд. Теперь их 11. Выбор способа определения исполнителя зависит от стоимости контракта и от предмета закупки. Обязанность заказчика: обосновать свой выбор. Нужно отметить, что появились новые способы закупки. Это запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс.
  6. Документооборот при проведении  тендеров. Взаимодействие между заказчиками и потенциальными исполнителями в условиях контрактной системы будет осуществляться посредством Единой информационной системы. А это значит, что обмен документами будет осуществляться в электронной форме. При этом электронный документооборот будет распространяться не только на электронные аукционы. На рассмотрении законодателей находится документ, устанавливающий такую форму документооборота и для участников конкурсов.

Новое законодательство диктует свои правила для заказчиков, которые отвечают за проведение тендеров, финансируемых из бюджета, и для компаний-участников. Успех последних во многом будет зависеть от того, кто осуществляет сопровождение тендеров: уполномоченные сотрудники, контрактная служба либо специализированная организация.



 

 

заказчику