О чём говорят результаты исследования «Топ-5 барьеров закупочной деятельности»?

Результаты проведённого исследования В2В-Center показали, что 70 процентов заказчиков считают закупочную деятельность непрозрачной. Много нареканий во время проведения опроса было на недостатки в области договорных отношений и её стандартизации. Была отмечена также сложность с формированием пула предквалификационных и квалификационных поставщиков.

Всё дело в том, что до последнего момента заказчик о поставщике практически ничего не знает. Когда компания работает с широким кругом поставщиков, то возникает проблема проверки состоятельности контрагентов. Нужно проверить массу документов и, несмотря на то, что сегодня банковская гарантия должна быть обязательно занесена в реестр, бывают случаи предоставления поддельных гарантий.

Поставщики также предъявляют к заказчикам немало претензий. Самая распространённая - это тендерная документация, заточенная под конкретного поставщика. У некоторых особо «одарённых» заказчиков аукционная документация напоминает научную диссертацию. Например, при поставках продуктов питания нужно описать все характеристики товара, вплоть до наличия в них микроэлементов. При этом сама документация предоставляется в трудно читаемом виде в формате, который невозможно перевести в вордовский документ. Вариантов подловить неопытного поставщика много. Одна ошибка, и заказчик моментально отклоняет вашу заявку. Есть и случаи необоснованного отклонения заявок, но не все поставщики подают жалобу в ФАС. Иногда просто нет желания, к тому же порой поставщик просто не знает, каким образом нужно составить жалобу. Бывают случаи, когда жалобу подают слишком поздно и все сроки рассмотрения жалобы на поставщика уже прошли. Естественно, что ФАС приходится эту жалобу отклонять. В итоге недобросовестный заказчик продолжает работать в том же ключе, ничего не боясь.

Если государственные закупки всё же более-менее контролируются, то на коммерческих закупках ситуация совсем другая. В настоящее время действует огромное количество площадок, в том числе и мелких. Мелкие площадки находят своих заказчиков, и они размещают у них свои торги примерно на сумму около 50 миллионов рублей в год. Их очень много, и точное количество никому не известно. Естественно, что их никто не контролирует – ни ФАС, ни Минэкономразвития. Если уж государственные закупки считаются непрозрачными, то о коммерческих торгах говорить нечего. Крупные электронные торговые площадки ФАС проверяет регулярно, а вот мелкие площадки не проверяет никто. Следовательно, остаётся только догадываться, какие условия для поставщиков предоставляют такие площадки.

 В общем, проблемы есть, и некоторые из них видны как на ладони. Но почему-то какие недочёты были в 94-ФЗ по документации, такие они и остались в 44-ФЗ, вернее, плавно переползли в новый формат. Их нужно исправлять, в противном случае эта отличная лазейка для коррупционеров так и останется. Тогда все остальные усилия сделать прозрачными и эффективными закупки будут неэффективными, а, значит, и бесполезными. Было бы хорошо, если законодатели исправили эту ситуацию…

 

 

 

заказчику