Перерасхода средств на строительство Керченского моста не будет. Правительство придумало, как этого избежать

Cтроить Керченский мост будет единственный исполнитель, которому отдадут этот контракт без конкурса. Единственное условие – он будет должен предоставить банковскую гарантию на 30% от суммы контракта. Таким образом правительство решило застраховать себя от превышения сметы. Что ж, это правильное решение. Но только вот вопрос – как предоставить эту гарантию, если пока сумма контракта неизвестна?

Об этом говорится в проекте постановления правительства « Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство моста через Керченский пролив». Этот документ опубликован на портале раскрытия правовой информации, и все желающие могут с ним ознакомиться. Подрядчик должен предоставить гарантии того, что он не превысит сумму контракта. Это может быть банковская гарантия исполнения обязательств или другое обеспечение, которое предусмотрено законом. В случае, если при предоставлении банковской гарантии фактические расходы над сметой превысят оговорённые в контракте, государству не придётся финансировать разницу из бюджета.

Гарантии нужны потому, что готового проекта по строительству моста через Керченский пролив пока нет. По опыту предыдущих подобных строек срок реализации проекта может составить не менее пяти лет. На проектные работы, которые начнутся уже в этом году, правительство готово выложить около 500 миллионов рублей. И это только на проект! Государственным заказчиком и одновременно застройщиком будет ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог» «Тамань» Федерального дорожного агентства, а главный распорядителем средств на постройку грандиозного транспортного перехода будет Федеральное дорожное агентство.

Известна уже и предельная стоимость контракта – 223,8 миллиарда рублей. Окончательная стоимость контракта будет известна поле того, как пройдут торги. Но скорее всего, учитывая сложность проекта, подрядчик согласится только на верхнюю планку. Тем более что если строитель будет использовать самые сложные технологии (а строительство подобного проекта предполагает это), то скорее всего на строительство будет потрачена именно эта сумма. Впрочем, в процессе проектирования цена может опуститься, а это дополнительная страховка для государства.

Теперь подсчитаем, во сколько же подрядчику, которого определили в строители моста через Керченский пролив, обойдётся банковская гарантия. Для крупных подрядчиков ставка на получение гарантии колеблется от 1 до 1,75 процента годовых. Если генподрядчик будет получать гарантию по такой ставке, то ему придётся выложить от 685 миллионов до 1,2 миллиарда рублей, и это только за один год. За четыре года, а это срок исполнения государственного контракта, цена за банковскую гарантию может составить от 2,7 до 4,6 миллиарда рублей. Но банков, которые могли бы предоставить такую гарантию, очень мало. Их всего четыре – это Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ и Газпромбанк. Представители этих финансовых организаций пока отказались от комментариев, но пока не было случая, чтобы кто-то выдавал такие большие гарантии.

Тем более что комментировать эту ситуацию достаточно сложно. Банковская гарантия выдаётся, когда известна сумма контракта. Если контракт заключат без твёрдой договорной цены, то банку будет сложно выдать гарантию, да и в соответствии с действующим законодательством в таком документе обязательно должна быть указана сумма контракта и срок его выполнения.

Пока правительство ещё не определилось с генподрядчиком. Но вполне вероятно, что строительство грандиозной стройки века будет поручено «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко, а субподрядчиками могут быть УСК «Мост» и «Мосттрест». Вся остальная информация покрыта тайной, так как представитель Тимченко пока никак не комментирует информацию, которая опубликована в проекте постановления правительства. В любом случае мост через Керченский пролив будет построен. Ведь его строительство имеет не только стратегическое, но и политическое значение. А пока же всем до Крыма приходится добираться до полуострова или на самолёте, что не всем по карману, или делать пересадку на паром. Согласитесь, это не очень удобно. Будем надеяться, что мост через Керченский пролив будет построен точно в обещанный срок. Тогда и туристов на полуострове прибавится, и сам полуостров заживёт гораздо лучше.

заказчику