Первые итоги внедрения контрактной системы госзакупок. Какие они?

Евгений Елин, заместитель главы Минэкономразвития, рассказал в своем интервью «Интерфаксу» от том, как внедряется контрактная система в систему государственных закупок.
 
С нового 2014 года закон о госзакупках был заменен на Контрактную систему. Отличие Контрактной системы прежде всего в том, что новый закон регламентирует не только сами закупки, но планирование, мониторинг, аудит и контроль за закупками.

Владимир Путин еще в октябре прошлого года поручил правительству принять все подзаконные акты для того, чтобы закон о Контрактной системе заработал в полную силу.

Евгений Елин рассказал, что они постоянно мониторят работу Контрактной системы и изучают количество обращений на сайт. Статистика обнадеживает. До нового года было 15 тысяч обращений в день, а сейчас их около 8 тысяч. Это примерно тот же уровень, что и в прошлом году. Этому способствовало и то, что мы подготовили ответы на часто задаваемые вопросы – за день этот раздел просматривают около 80 тысяч пользователей.

Способствуют снижению обращений и вебинары, и их расписание и тематику можно всегда посмотреть на сайте. Они посвящены разъяснению новых положений закона, и практически всегда связаны с актуальными вопросами. Например, с 1 апреля заработает реестр банковских гарантий, значит, в марте вебинар будет посвящен этому вопрос. Ожидается, что с вводом в действие реестра предоставленная банковская гарантия  будет  всегда подлинной, так как её можно будет в любое время проверить – как заказчику, так и поставщику. В перспективе создание архива вебинара, и каждый желающий может выбрать нужный и послушать в любое время.

В основном часто задаваемые вопросы - это вопросы, связанные с мелкими закупками, с закупками бюджетных учреждений. Например, в каких объемах можно закупать у единственного поставщика и в каком порядке. Вообще вопросы делятся на несколько категорий. Есть вопросы, связанные со сбоями, вопросы, связанные с непониманием принципов работы закона, а третьим нужно просто объяснить, где же находится тот или иной документ.

Были ли сбои в работе системы?

Конечно, при переходе на работу по новому закону сбои неизбежны. Были они и в конце года, но это было связано с тем, что все пытались разместить извещения в конце года. Количество обращений увеличилось – их стало в 20 раз больше. Пришлось работать без выходных и круглосуточно – в результате все стало на свои места.

Что усложнилось, и готовы ли контрактные службы работать по-новому?

Сам закупочный процесс сложнее не стал – просто появилось планирование. Но оно было и раньше – хороший хозяйственник всегда планирует свои закупки. Если каждый будет делать свою работу, то это не должно привести к увеличению штатов. Все должно быть четко расписано – кто что делает и кто за что отвечает.

Единая система каталога товаров - что она даст?

Единые каталоги товаров будут введены с 2017 года. Планируется, что в этот период времени каталог будет охватывать основной объем закупаемых товаров. А это значительно упростить работу заказчиков и контрактных служб. Недобросовестный заказчик уже не сможет спрятать заказ – выдумывать сложные названия ему не позволит закон. Поставщикам станет легче искать, а это значит, что конкуренция возрастет, и как следствие – увеличится качество поставляемых услуг и товаров.

Механизм нормирования предметов роскоши – когда он будет реализован?

Данное нормирование возможно только после создания каталога – эти вещи взаимосвязаны друг с другом. Положение о нормировании уже разрабатывается, и во втором полугодии оно уже должно быть готово. Нормирование будет представлено в натуральном виде. Ведь для того, чтобы определить, предмет роскоши это или нет, нужно для начала узнать, какие цели и задачи будут решаться при приобретении той или иной вещи. А уж затем, исходя из этого, можно будет четко сказать, является закупаемый товар предметом роскоши или нет. Например, джип, используемый в условиях бездорожья – это необходимость, а в городских условиях – это роскошь. Цены же являются производной величиной - их не нужно будет пересматривать каждый год из-за инфляции. К тому же установление предельных цен не решит проблем. Например, на сайте госзакупок были машины с холодильникам для напитков и детскими креслами, но их стоимость не превышала лимит финансирования – пример более чем наглядный.

Каким видится будущее Евразийского Союза и какие меры для этого принимаются?

С Белоруссией взаимный доступ к госзакупкам осуществляется с 2013 года. Причем российских компаний, работавших с Белоруссией, было 14, а белорусских – 118. Конечно, это мало, но для освоения рынка нужно время. Да и белорусский рынок небольшой по сравнению с Россией, поэтому такая разница. Вопросов, связанных с законодательством, уже нет, но есть еще технологические вопросы. Например, не решен вопрос с ЭЦП. С Белоруссией произошел обмен средствами криптозащиты. В перспективе выход на Доверенную третью сторону, то есть на удостоверяющий центр, который будет признавать электронные подписи. Есть одно но – нужно немного подкорректировать закон об электронной подписи. С Казахстаном, скорее всего, также обменяемся средствами криптозащиты, и надеемся, что в этом году все вопросы будут урегулированы. Но никаких проблем для выхода на российский рынок компаний из Белоруссии и Казахстана нет, также, как и для российских компаний не существует проблем с выходом на рынок этих стран.

В чем отличие 44-ФЗ и что в нем нового?

Если в 94-ФЗ был один критерий – цена, то в 44-ФЗ, кроме цены, есть еще и качественные критерии, по которым оценивается закупка. Это обеспечивает интересы разных групп, и в этом существенное отличие 44-ФЗ от 94-ФЗ.

В конце ноября 2013 года были утверждены контракты жизненного цикла – они будут заключаться после разработки порядка определения начальной цены. При заключении контрактов жизненного цикла не нужно будет в обязательном порядке составлять проектно-сметную документацию и детальную смету – ведь цена будет уже сформирована с учетом всего жизненного цикла. Это совершенно новая принципиальная вещь. Ранее проектировщик, строитель и эксплуатационщик работали независимо друг от друга и не были заинтересованы в применении новых технологий. Контракты жизненного цикла позволять изменить эту ситуацию в лучшую сторону, так как исполнитель такого контракта будет представлять собой единое целое. Он будет проектировать, строить и эксплуатировать, а значит, будет заинтересован в применении новых технологий, так как это позволит ему значительно удешевить процесс с одновременным повышением качества.

Механизмы общественного контроля – как они работают в новом законе?

Сегодня закупки свыше 1 миллиарда в обязательном порядке обсуждаются общественностью. И это работает – уже отменены некоторые закупки. Причем обсуждение закупки сегодня можно начать уже на этапе планирования – а это уже большой плюс. К тому же субъекты РФ вправе снизить ценовую планку.

Новому 44-ФЗ всего лишь около двух месяцев. Первые шаги для нормальной работы закона уже сделаны, и они вселяют надежду. Самое главное, чтобы в этот закон не вставляли палки в колеса, то есть не принимали такие подзаконные акты, которые перечеркивали бы на НЕТ всю концепцию создания нового закона.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заказчику