Почему подрядчики больше не зарабатывают на масштабных стройках?

Олимпиада в Сочи стала настоящей проверкой на прочность для строительных компаний. К сожалению, это препятствие смогли выдержать не все. Для НПО «Мостовик», «Тоннельный отряд 44» масштабная стройка обернулась процедурой банкротства. Для «Корпорации «Инжтранссрой» - ликвидацией. Между тем эксперты уверяют, что проблемы строительного сообщества не связаны только с Сочи. Трудности испытывает многие, кто работает в рамках госзаказа.

Цена контракта увеличивается в разы. Почему?

Цена контракта – камень преткновения для многих подрядчиков, работающих в сфере строительства. С ситуацией, когда цена объекта увеличивается в несколько раз за время строительства, сталкивается каждый. При этом компенсацию, на которую рассчитывают подрядчики, государственные заказчики выплачивать не спешат. Последние требуют, чтобы строительство выполнялась на тех условиях, на которых компании выигрывали тендеры и заключали контракты. Причин возникновения такой ситуации несколько:

  • Проекты объектов просчитаны неправильно. Очень часто проектировщики не учитывают геологические особенности участков под застройку или не в полной мере учитывают затраты, требуемые для подготовки участков.

  • Устаревшая система ценообразования строительных работ. Расценки, которыми пользуются заказчики для формирования цены, основаны на нормативах 1984 г. с учетом поправки на коэффициент цен, действующих в текущем году. При этом нормы, принятые на федеральном и территориальном уровне, не совпадают.

Особенности российского строительства – быстрое проектирование и продолжительная стройка. При этом подготовка участка начинается в момент, когда строительные организации выходят строить. В итоге –  приходится увеличивать сроки строительства, соответственно, издержки подрядчика на возведение объекта тоже увеличиваются. Для сравнения, в тех же европейских странах принят другой порядок работы. Первый этап – проектирование, самый длительный по срокам. Второй – расчистка территории под застройку. Третий - определение подрядчика и непосредственно строительство. Работая по этой схеме, европейские подрядчики заранее могут просчитать все риски.

Однако названные проблемы - далеко не новые для участников строительного рынка. Но почему-то именно олимпийская стройка стала «началом конца» для некоторых подрядчиков.

Прогнозы на прибыль не оправдались

Не смотря на то, что 98% всех инвестиций было направлено на возведение олимпийских объектов, заработать на Олимпиаде-2014 удалось немногим. Причины – недоработанная проектная документация и некачественная экспертиза проектов. В итоге - конечная стоимость объектов превысила первоначальную в разы.

Больше всего пострадали крупные подрядчики, которые по итогам строительных тендеров получили основную часть заказов. Так на счету «Инжтрансстрой» было 14 объектов на 70 млрд. рублей. На такую же сумму поработал и омский «Мостовик», который возвел 10 олимпийских объектов. Нередко проекты требовали доработки, так как из-за геологических особенностей местности приходилось решать ряд проблем (оползни, обвалы и т.д.), которые требовали применения иных технологий работы и увеличения сметы работ. Компании вложили собственные средства, рассчитывая получить компенсацию. Однако возвратить потраченное оказалось не так легко. Вот и получилось, что недооценив стоимость работ, компании загнали себя в долговую яму. Многомиллионные иски от субподрядчиков и банков посыпались на них со всех сторон. Руководство «Инжтрансстрой» объявила о ликвидации, а НПО «Мостовик» — о банкротстве. Эксперты уверяют, что это лишь вершина айсберга. С процедурой банкротства предстоит столкнуться ещё не одной строительной компании. Ведь вопрос о возврате средств, которые строители вложили сверх сумм указанных в договорах все ещё остается нерешенным.

С такой трактовкой ситуации не согласен Леонид Моносов, который некоторое время назад возглавлял пост вице-президента «Олимпстрой». Он отметил, что проекты в Сочи были доступны для изучения. Никто специально подрядчиков на объекты не заманивал. Они знали, что подписывали. К тому же никто из застройщиков не остановил стройку, когда видел, что бюджет объекта превышен. Все рассчитывали на получение сверхприбыли, так как думали, что власти экономить на Олимпиаде 2014 г. не будут. Однако заработать и покрыть убытки по другим проектам у строителей не получилось.

Москва научилась экономить на стройке

Столица России занимает второе место по масштабам строительства. На 2014 год выделено 408 млрд. рублей на строительство. Причем 70% из этих средств потратят на транспортные объекты. Власти Москвы и ранее денег на дороги не жалели: объем инвестиций за прошедшие три года составил почти 300 млрд. рублей. Над многомиллиардными проектами работали «Мостотрест», НПО «Космос», «Ингеокома», группы АРКС. Только получить сверхприбыли по многим проектам строителям также не удалось.

Андрей Бочкарев, руководитель департамента строительства г. Москвы, рассказал, что правительство города теперь жестко контролирует расходы бюджетных средств. Стоимость строительства по государственному заказу удалось снизить на 30%, при этом уменьшились 2-3 раза и сроки выполнения контрактных обязательств. Ранее при проведении расчетов цены строители в смету закладывали около 40% прибыли, где 75% этой суммы  приходилось на ликвидацию ошибок. В новых условиях маржа не превышает 10%. Если все организовано правильно, то это нормальная прибыль. Правда, ошибиться в таком случае строители не могут.

Андрей Бочкарев отметил, что винить в своих бедах строители должны себя. На первоначальном этапе необходимо просчитывать все риски. Если твердой уверенности в том, что компания может реализовать крупные проекты, нет, то и участие в тендерах по ним принимать не следует. Если же проблемы выявляются после заключения контракта, то это уже заботы компании. Компенсировать ошибки за счет бюджета не получится.

Строители меняют приоритеты

Ещё одна проблема, с которой столкнутся подрядчики в скором времени – отсутствие крупных госзаказов. Из строек государственного масштаба осталась только подготовка к Чемпионату мира по футболу. Количество дорожных строек в Москве тоже уменьшится. На региональном уровне увеличения количества дорожных проектов также ждать не приходится.

Эксперты полагают, что постепенно рынок госзаказа будет разделен между несколькими крупными подрядчиками. Остальные смогут принимать участие в реализации проектов только на условиях субподряда.

Между тем сами участники рынка утверждают, что консолидации рынка госзаказа в строительной сфере не происходит. Просто сами компании меняют приоритеты – уходят от госзаказа и осваивают другие направления. Так, к примеру, поступает группа АРКС. Эта компания сейчас переориентирует свой бизнес, чтобы уменьшить долю государственных заказов в портфеле. Сейчас компанию больше привлекают инвестиционные проекты, коммерческие заказы. Как вариант рассматриваются и концессионные проекты. Здесь считают, что залог стабильности и успеха в строительной сфере зависит от эффективно выстроенного управления и от того, насколько обдуманно в компании подходят к участию в проектах. К слову, на олимпийской стройке группа АРКС не работала.

 

 

заказчику