Почему так долго не принимают закон о государственно-частном партнерстве

Ждут финансисты, ждут госзаказчики, ждут инвесторы. Ждут закон о  государственно-частном партнерстве, который должен расставить все точки над «i» в процедурах взаимодействия государства и частного бизнеса. Правда, ожидание затягивается…

Долгожданный законодательный документ, утверждающий основы государственно-частного партнерства (ГЧП) вряд ли будет принят законодателями, по крайней мере, до конца нынешнего года. При этом проект документа был одобрен Госдумой в первом чтении. Кроме этого в Минэкономразвития не раз сообщали о том, что конечное решение по законопроекту будет принято к концу осенней сессии. А пока члены правительства не могут придти к консенсусу по некоторым аспектам документа.

Так Федеральная антимонопольная служба настаивает на том, чтобы доля частных инвесторов в проектах ГЧП была на уровне не ниже 50%. Иначе нужно проводить традиционные госзакупки. Впрочем, по этому вопросу как раз таки законодатели договорились.  В проекте документ четко определены критерии эффективности ГЧП и его преимущества. Теперь главная загвоздка в Государственно-правовом управлении президента (ГПУ). Главная претензия ведомства к проектам муниципалитетов и не совсем точным формулировкам положений. В частности, ГПУ предлагает первоначально провести апробацию государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях. Если опыт окажется положительным, тогда его следует ввести в практику муниципалитетов. А пока партнерство  муниципалитетов и частных инвесторов не может быть государственно-частным: причина в том, что  муниципалитеты не входят в систему субъектов государственной власти. Несовершенство документа в нечетком распределении полномочий между  уровнями власти. Поэтому в ГПУ считают, что он требует доработки.

С позицией управления президента не согласен Сергей Гаврилов, курирующий Комитет ГД по собственности. Он считает, что если государство ограничивает финансирование региональных и, в том числе, муниципальных бюджетов, то они должны получить возможность привлечь финансирование. О том, что данный законопроект о ГЧП должен быть принят, не раз говорил и Д. Медведев. В свою очередь Сергей Беляков, заместитель министра экономического развития, отметил, что данный документ определяет инструменты, с помощью которых можно привлечь финансирование частного бизнеса, что особенно актуально в условиях ограничения  бюджетного финансирования инфраструктуры регионов.

В Государственно-правовом управлении президента отметили, что закон будет принят, но пока его текст требует доработки. На данный момент правовое регулирование ГЧП определяет закон о концессиях либо местные нормативно-правовые акты. Но несовершенство законодательства затрудняет реализацию проектов государственно-частного партнерства.

 

заказчику