Почему в Администрации президента РФ не поддержали законопроект, запрещающий участие в тендерах для иностранных компаний?

Меры, направленные на деофшоризацию экономики России, которые предложили чиновники, не были одобрены в Администрации президента РФ.  В частности, речь идет о законопроекте, который устанавливал запрет на участие в госзакупках иностранных компаний.

Законопроект, направленный на внесение изменений в основные законы, регламентирующие госзакупки (223-ФЗ и 44-ФЗ) и предусматривавший запрет на участие в тендерах с госфинансированием для иностранных компаний, был внесен на рассмотрение в конце января. Авторами инициативы были Игорь Руденский, глава комитета по экономической политике ГД, и Игорь Игошин. Однако в Кремле посчитали, что принятие документа в существующей редакции может нанести удар на конкурентоспособность государственных компаний.
В первоначальной версии заложено, что количество участников государственных закупок должно быть ограничено лишь компаниями, зарегистрированными на территории РФ. Такое положение  в документе авторы сформулировали исходя из послания президента Федеральному собранию. Тогда Владимир Путин заявил, что компании, зарегистрированные за рубежом, не должны пользоваться «мерами господдержки», в числе которых были названы кредиты ВЭБа и государственные гарантии. Также президент предложил закрыть для них доступ к исполнению государственных контрактов, и контрактов организаций, в которых есть государственная доля. Чуть позже Министерство финансов изложило все требования президента в плане по деофшоризации. В число 21 пунктов было включено также ограничение оффшорных компаний в закупке госимущества, получении бюджетного финансирования.
Однако в Администрации президента РФ посчитали, что предложенные поправки не отразили должным образом поручение президента и возникнут трудности при их реализации. Лариса Брычева, начальник государственно-правового управления президента, отметила в своём отзыве, что с проблемами могут столкнуться российские посольства, консульства, торговые представительства, которые осуществляют свою деятельность в других странах. Заказчикам придется отстранять от участия в тендерах иностранные компании, которые ранее были включены в перечень возможных кандидатов на контракт. Такие действия могут привести к отмене торгов. К тому же из проекта поправок непонятно, каким образом необходимо производить:
•    закупку товаров, которые не имеют аналогов в России,
•    закупку комплектующих для импортных товаров, которые поставлялись в рамках госзаказа ранее,
•    сервисное обслуживание импортных товаров.
В экспертном управлении посчитали, что установление права участия в госзакупках только для российских компаний может ухудшить положение государственных компаний и отразиться на их конкурентоспособности. К тому же принятие такого документа может поставить под угрозу ранее достигнутые договоренности о свободной торговле в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза. Ведь экономические партнеры нашей страны  могут понять данный запрет как «ограничение доступа на рынок иностранных компаний». А это допустимо только в ситуации, когда закупки проводятся на уровне правительства.
Позицию Администрации президента разделяет  Александр Шамрин, первый проректор НИИ ВШЭ. Он отметил, что для иностранных компаний и по действующим законам установлено достаточно ограничений. Излишнее ужесточение, по его мнению, не будет способствовать деофшоризации.
Между тем Минэкономразвития предложенную редакцию документа поддерживает. Принятие такой меры, по словам главы ведомства Алексея Улюкаева, позволит уже к концу года «обновить облик» сферы государственных закупок. В свою очередь, Игорь Руденский заявил, что законопроект будет доработан с учетом правок Администрации президента.
 

 

заказчику