Поправки в 44-ФЗ – что нового?

Государственная Дума 23 мая приняла очередные поправки к закону «О контрактной системе». Максим Чемерисов прокомментировал внедрение новых поправок: «Мы должны сократить необоснованные временные и финансовые издержки, которые сегодня порой возникают при осуществлении закупок. Эффективность бюджетных расходов – вот к чему мы должны стремиться. При этом контрактная система должна быть удобной как для Заказчика, так и для Поставщика».

 На основании информации о правоприменительной практике закона о контрактной системе новый проект разработал Минэкономразвития. Активное участие в разработке нового законопроекта принимали ФАС, Минфин и ЦИК России.

Что нового и кардинального в новом законе? Малые предприятия ранее жаловались на длительные сроки взаиморасчетов заказчиков по контрактам. Иногда контакт был выполнен в начале года, а оплата по нему производилась только в конце. Сегодня малые предприятия получили еще одну преференцию. Максимальный срок взаиморасчетов по контрактам теперь 30 дней. Несомненно, это отличный стимул принимать участие в тендерах для малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций.

 Сегодня при заключении контактов с малыми предприятиями должно обязательно прописываться условие об оплате в срок не более 30 дней с момента подписания акта приемки-передачи товаров, оказания услуг или выполненных работ. Данное условие повысит финансовую дисциплину заказчиков, а также позволит сократить коррупцию со стороны недобросовестных заказчиков. Кроме того, это станет дополнительным механизмом поддержки со стороны государства.

В новом законопроекте также предусмотрено упрощение процедур закупок с небольшим годовым объемом для государственных и муниципальных заказчиков. Если ранее заказчик был вправе осуществлять закупку у единственного поставщика до 100 тысяч рублей, то теперь, если годовой объем закупок не превышает 2-3 миллиона рублей, можно будет не проводить аукционы и котировки, а заключать договоры. Ведь не у всех госпредприятий есть возможность проводить тендеры. Для их проведения нужно организовывать конкурсную комиссию, состав которой должен быть не менее 5 человек. А если в штате всего 6 человек, и у двоих нет нужной квалификации? Что тогда? Ранее детские сады были вынуждены проводить конкурсы, на которые крупные игроки не обращали внимания, а малым предприятиям было невыгодно с ними работать из-за сложной системы взаиморасчетов. Вот и приходилось порой сотрудникам на собственные деньги покупать хлеб и другие товары – ведь детей кормить нужно каждый день. Дети же не будут ждать, когда взрослые дяди и тети проведут свои конкурсы. Теперь можно заключать договоры с единственным поставщиком на общую сумму не свыше 2 миллионов рублей, или же сумма подобных закупок должна быть 5% от совокупного объема, но не более 50 миллионов рублей. Разовая сумма договора по-прежнему не должна превышать 100 000 рублей.

С принятием нового законопроекта можно будет решать гораздо проще проблемы закупок услуг по аренде недвижимого имущества, заказчики смогут привлекать экспертов, не проводя торги. Можно будет осуществлять закупки у естественных монополий, у физических лиц, которые предоставляют преподавательские услуги и услуги экскурсовода. Можно также осуществлять все виды срочных закупок. Теперь при оказании срочной медицинской помощи и при чрезвычайных ситуациях не нужно оглядываться на закон и проводить долгую процедуру закупок. Ведь в этих случаях промедление в оказании помощи непозволительная роскошь.

 Радует, что на оплату услуг экспертов и экспертных организаций с принятием нового законопроекта может быть потрачено меньше бюджетных средств. К тому же Минэкономразвития до конца года в целях повышения эффективности экспертных работ подготовит ряд предложений по урегулированию вопроса о привлечении экспертов.

Прошло почти 5 месяцев с момента вступления в силу 44-ФЗ, а нагрузка на контрольные органы резко возросла из-за большого количества обращений заказчиков о согласовании заключения контрактов несостоявшихся запросов котировок. В основном средняя цена контакта в этих случаях составляет 150-200 тысяч рублей. Проанализировав создавшуюся ситуацию, было решено отменить необходимость согласования с контрольным органом закупку, если запрос котировок не состоялся. А это значит, что заказчики будут вовремя заключать контракты на поставку так нужных им товаров, работ и оказания услуг. Также в законе предусмотрена возможность применения проектно-сметного метода при обосновании начальной цены контракта или цены, заключаемого с единственным поставщиком. Ранее заказчикам нужно было предоставлять для обоснования цены не менее трех коммерческих предложений. Иногда предоставить их Заказчикам было непосильной задачей – не все Поставщики откликались на просьбу прислать  коммерческие предложения.

Новый закон о контрактной системе предусматривает более широкую сферу регулирования, начиная от планирования и кончая контролем за исполнением контактов. Не все нормы закона пока еще вступили в силу по ряду объективных причин. К тому же, как видим, время и практика вносят свои коррективы в закон. Радует, что все пробелы в законе оперативно исправляются, а значит, есть надежда, что закон станет действительно прозрачным и эффективным.  

 

заказчику