Прозрачные закупки в государственном масштабе

Бизнесменам очень важно, чтобы конкуренция была здоровой, а результаты были предсказуемы. В таком случае они будут принимать участие в закупках. Сегодня пока самый непрозрачный сегмент в экономике – это тендерные закупки. Именно непрозрачность часто подрывает веру в заинтересованность чиновников. Бытует мнение, что в тендерах выигрывают только заинтересованные стороны, но никак не те, кто этого достоин по всем параметрам. Ведь прозрачность закупок формирует не только доверие у народных масс, но и у бизнесменов.

 ОНФ провёл 12 ноября круглый стол «За честные закупки». В нём принимали участие разные по своему функционалу представители бизнеса и государства. Соответственно дискуссия получилась очень содержательной и интересной. На круглом столе обсуждали работу 44-ФЗ, который работает уже больше 9 месяцев. Если ранее закупки были скрыты за семью печатями, то сегодня новый закон не допустит, чтобы бюджетные деньги тратились бездумно. Все закупки  с единственным поставщиком стоимостью свыше 1 миллиарда рублей подлежат общественному обсуждению. Но закон не так прост, как кажется. Нужно приложить немало времени, чтобы разобраться, как он работает. Закон « О контрактной системе» требует у госслужащего смену восприятия самой системы государственных закупок.

 При создании закона «О контрактной системе» прежде всего уделялось внимание формированию прозрачности государственных закупок. Конечно, не всё заработало сразу на полную мощность. Во время работы обнаружились некоторые шероховатости, которые сегодня исправляются специально созданной рабочей группой. К тому же некоторые нормы закона в силу объективных причин ещё не вступили в силу. Но есть и результаты. Создан единый реестр контрактов, финансируемых из бюджета. Заработал реестр банковских гарантий. Теперь купить банковскую гарантию и не проверить, есть ли она в реестре, могут только новички, которые впервые решили принимать участие в торгах. Крупные заявки подлежат обязательному обсуждению сообщества, жалобы рассматриваются также публично. В результате неблагонадёжные поставщики отсеиваются и остаются только те, кто готов принять на себя ответственность качественно выполнить работы, уложившись точно в смету госзаказа.

 В настоящее время самые затратные по традиции являются тендеры на строительные и дорожные работы. Далеко за примером ходить не нужно. В настоящее время муниципалитет Югры проводит тендер по содержанию городских автомобильных работ на 2015-2017 годы. Стоимость тендера – почти 1783 миллиона рублей. Интересно посмотреть, в каком состоянии будут дороги к концу 2017 года. Кстати, сегодня любой желающий может посмотреть, как и сколько перечисляется денег на интересующий его контракт. Если кто-то посчитает, что качество выполняемых работ оставляет желать лучшего, то можно тут же уведомить об этом общественность. Современные технологии позволяют сделать это с удивительной лёгкостью, и не нужно бегать по инстанциям, лишь бы был под рукой интернет.

Например, на днях можно было наблюдать, как общественность возмущалась тем, что под Екатеринбургом асфальт закатывали в снег. Подрядчику пришлось оправдываться – снег повалил неожиданно, а асфальт всё равно пришлось закатывать, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Весной Подрядчику придётся вскрывать асфальт и закатывать его по новой за свой счёт. И, будьте уверены, обязательно проверят, сделал он это или нет.

 Но не всё так просто. Нарекания на саму систему закупок были и будут. В противном случае тогда бы не ввели общественный контроль. Сегодня Россия делает свои первые шаги к прозрачной и эффективной системе государственных закупок. В некоторых странах система государственных закупок уже давно отработана и работает без сучка и без задоринки. Наша система позаимствована у США. У Соединенных Штатов работает централизованная и децентрализованная система государственных закупок, и мы пошли тоже по этому пути. В некоторых странах, например, в Великобритании, произошло смещение этих систем. Там закупочные действия контролирует Казначейство.

Конечно, предела прозрачности нет и, вероятнее всего, не будет. Но мы общими усилиями сможем сделать так, что закупки будут прозрачными до такой степени, что каждый из нас сможет проверить, кто выиграл контакт и как он его исполнил, причём в любое время, даже на различных периодах исполнения контракта. Вводится банковское сопровождение, где заказчик сможет видеть, как и на что тратятся перечисленные им средства. Это очень удобно, особенно в случае заключения долгосрочных контрактов или контрактов жизненного цикла.

В настоящее время информационное поле «сужается» до рядовых чиновников. Не зря же курганские чиновники последовали примеру губернатора и отказались от положенных им по закону льгот. Несомненно, такие поступки народ оценит по достоинству. Народ сегодня обмануть достаточно трудно. Даже с виду безобидная статистика о мониторинге цен на Южном Урале, которая была неверна, вызвала шквал нареканий у блогеров. В результате губернатор Челябинской области обратился к областному Минсельхозу, чтобы тот не приукрашивал статистику, а предоставлял в свободный доступ достоверную информацию. Что уж тут говорить о расходовании бюджетных средств – оно находится под постоянным контролем у общественных организаций и простых граждан.

Конечно, для того, чтобы коррупцию свести к нулю, нужно, чтобы все действия чиновников и сама система закупок была и прозрачной. Это станет возможно только тогда, когда все недочёты и огрехи закона «О контрактной системе» будут исправлены. Чтобы это произошло, нужно немало времени. В конечном счёте общими усилиями мы сможем получить эффективно работающую систему государственных закупок. А как она работает, мы уже сегодня можем это проверить.

 

 

 

 

заказчику