«Пять закупочных ударов» по новому 44-ФЗ - закон принят, и он продолжает совершенствоваться!

C Нового 2014 года в России заработала контрактная система. Минэкономразвития отслеживает уровень тревожности рынка, получая ежедневно статистику обращений. Поводов для беспокойства он пока не находит. Вот что рассказал про работу по новому 44-ФЗ «РГБ» заместитель министра экономического развития РФ Евгений Елин.

«Проблемы с сайтом были только в конце 2013 года. Все решили провести закупки по 94-ФЗ, и поэтому из-за резкого увеличения обращений к сайту были сбои в его работе. Сейчас обстановка нормализовалась, и количество обращений на плохую работу сайта значительно стало меньше.

Единый каталог товаров мы планируем ввести в 2017 году – он поможет упростить работу заказчиков и контрактных служб. Поставщикам станет гораздо проще искать нужную закупку, и недобросовестные заказчики уже не смогут применять свои хитрости при размещении заказа. Например, сейчас порой бензин называется прозрачной горючей жидкостью. В результате поиск торгов затрудняется, и не все потенциальные поставщики не находят нужный госзаказ

Разработанные каталоги станут элементом нормирования – а это значит, что можно будет внедрить механизм нормирования в отношении предметов роскоши. В настоящее время разрабатываются основные требования по нормированию – они будут, скорее всего, выданы не в денежном выражении, а в натуральном. Ведь джип для городской администрации вряд ли необходим, а вот в сельской местности и для горных дорог он нужен как воздух. Цены будут производной величиной – тогда не нужно будет их пересматривать каждый год из-за инфляции.

В новом законе «О контрактной системе» заложен общественный контроль для закупок свыше 1 миллиарда рублей. Причем регионы могут самостоятельно снизить планку. В результате вмешательства общественности в этом году уже некоторые закупки были отменены. Например, была отменена закупка хладреагентов на сумму свыше 10 миллиардов рублей. Обсуждения были и раньше, но сейчас они проходят на этапе планирования, к тому же сегодня можно отменить закупку по результатам обсуждения. Очный этап обсуждения теперь проходит по месту нахождения заказчика – это очень удобно.

В ближайшее время будет создан экспертный совет, который будет вести свою работу публично, через портал. Причем его деятельность будет направлена не только оценку контрактной системы, но и 223-ФЗ. Экспертный совет будет следить, как внедряется контрактная система в области закупок естественных монополий и госкомпаний. Экспертный совет будет оценивать события, которые связаны с процедурой закупок – для нарушений, связанные с человеческим фактором и нарушением законодательства, есть другие контролеры. Например, ФАС, Ростехнадзор. Экспертный совет должен дать оценку конкретному факту, оценить его и предложить, как это можно отрегулировать и не допускать впредь подобные недочеты. То есть будет подготавливать поправки в действующее законодательство. Это очень важный момент – в 94-ФЗ постоянно совершенствовался, то же ожидает и 44-ФЗ. Ведь время течет, требования и условия меняются – закон должен идти в ногу со временем.

План на год в сфере регулирования государственных закупок мы поделили на «ПЯТЬ ЗАКУПОЧНЫХ УДАРОВ». Первый удар уже был сделан в конце 2013 года. Тогда мы приняли 396-ФЗ, который внес изменения в 46 законодательных актов.

Второй удар мы планируем произвести в ближайшее время. Вскоре все тендеры переведут в электронную форму. Соответствующе поправки будут приняты уже в стадии рассмотрения. Электронные площадки получат расширенные полномочия – они смогут заниматься, кроме закупок, приватизацией и банкротством. Расчеты с малыми предприятиями предлагается производить в срок до 30 дней – такие поправки в закон уже в разработке. Хоть ведомства и против такого нововведения, но так мы сможем обеспечить ритмичность исполнения бюджета. Да и малые предприятия смогут чувствовать себя спокойнее, выполняя государственные заказы. А то сегодня на практике МП выполнило заказ в начале года, а ему говорят – подождите, мы вам заплатим в декабре. Такого быть не должно. Ведь не выплачивая вовремя за госзаказ, мы вгоняем малое предприятие в кредитную кабалу, тем самым ухудшая его положение.

Во втором квартале намечается еще один удар – будет введен исчерпывающий перечень конкурентных процедур по 223-ФЗ. Сегодня такие процедуры определяют сами заказчики. К примеру, одна закупка была сформулирована так «закупка на основании устойчивых хозяйственных связей». То есть по сути это закупка у единственного поставщика. Будет введено определение «электронных закупок», нормирование видов и способов закупок. В планах на 4 квартал внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Не сделано это было ранее по одной простой причине – дать заказчикам адаптироваться к новому закону, не боясь штрафов. В этом году никого штрафовать не будем – для этого пока не предусмотрены санкции.

 В планах на 2015 год – разработка единой системы аттестации специалистов. Будет рассмотрена возможность привлечения экспертов и проведения экспертиз. Будет введена квота по закупкам у малого бизнеса. В планах введение «дорожной карты» по расширению доступа малых предприятий к закупкам.»

Планы у Минэкономразвития по развитию и улучшению контрактной системы заслуживают внимания – будем надеяться, что у него все получится. Только вот одно но – порой одно постановления перечеркивает на нет все усилия законотворцев сделать благое дело. Например, когда действовал 94-ФЗ, вышло постановление (о поставках на продукты питания). В этом постановлении Заказчики на свое усмотрение могли предъявлять требования к поставщикам, что они должны предоставить доказательства, что они уже выполняли подобные контракты. И что вы думаете – практически все заказчики сразу же включили это требование в свои заказы. А это означает только одно – доступ к заказам малого предприятия, который только что вступил на рынок госзакупок, закрыт. Так что квота квотой, а малому предприятию, если оно новичок на рынке, пробиться к заказам стало практически невозможно. Еще один пример – плохо читаемое ТЗ, которое невозможно конвертировать в Ворд, а значит, работа по подготовке аукционной документации будет нелегкой. Не все предприятия возьмутся подготавливать такое ТЗ. Вв результате принимать участие в торгах будут ограниченное число лиц. И кому жаловаться на это безобразие? Часто поставщик проходит мимо такого заказа – а хотелось бы, чтобы Заказчиков проверяли, какую документацию они выставляют, и наказывали их принародно, чтобы другим неповадно было.

Замечаний по 94-ФЗ было много, и по-новому 44-ФЗ они, конечно же, появятся. Хотелось бы, чтобы экспертный совет не затягивал с принятием поправок, а оперативно реагировал на замечания. Пожелаем же ему удачи!
 

заказчику