Российские поставщики в поисках новых производителей продовольствия в связи с вводом санкций

В минувшую пятницу первым вице-премьером Игорем Шуваловым было проведено совещание с представителями продовольствия и производителей розничных сетей. Были обсуждены вопросы, связанные с работой с сельхозпроизводителями, а также ряд других вопросов. В частности, был поднят вопрос по обеспечению рыбной продукцией, и в первую очередь обсуждались вопросы поставки от российских поставщиков.

Поднятые вопросы были актуальными, так как 6 августа президентом Владимиром Владимировичем Путиным был подписан указ о запрете импорта продуктов питания и сельхозпродукции из стран, которые ввели санкции против России. На следующий день Правительство опубликовало список продуктов, которые оказались под запретом. Овощи и фрукты, мясо птицы, сыры, молочные продукты, говядина и свинина из Австралии, Канады, Норвегии, США и Евросоюза – все эти товары оказались под запретом. В 2013 году на эти товары и страны Россия потратила на закупку около 43 миллиарда долларов. Особенно болезненно будет происходить смена поставщиков рыбы. Примерно 30% объёма поставок будет сорвано. Сегодня наиболее зависимые от импорта категории – это сыр и творог (48%), орехи и фрукты (45%), свежая и охлаждённая говядина (62%), рыба и морепродукты (50%).

Действия властей признаются форс-мажорными обстоятельствами, и это поможет исключить штрафные санкции. Очень многие ритейлеры сегодня задаются вопросом – а что делать с уже оплаченными товарами? Здесь важно то, каким образом был составлен контракт. «Если его подписали в соответствии с установленными правилами, то никаких неприятностей быть не может» – уверен государственный чиновник.

Представитель розничной сети «Дикси» рассказал, что грузовики пропускались до пятницы в первой половине, а затем таможня их стала разворачивать обратно в соответствии с указом. В настоящее время ритейлеры сообщают поставщикам о прекращении поставок в соответствии с постановлением правительства. Дело, конечно, скорее всего закончится судами, но это не главное. Главное сегодня - наладить отношения с новыми поставщиками. В настоящее время активно ведётся поиск новых стран и новых контактов. Но контракты с зарубежными партнёрами не расторгаются, а замораживаются. В основном все пытаются договориться о пролонгации договоров в будущем – ведь санкции введены пока на один год. К тому же все запреты будут сняты, если отменят санкции в отношении России, и тогда торги возобновятся.

Петербуржский поставщик рыбы из Финляндии и стран Прибалтики сообщил, что они не стали расторгать контракты с зарубежными партнёрами. Ведь за два дня нельзя решить такие вопросы. Санкции со стороны России принесли многим убытки. Например, три крупных поставщика молочной продукции уже приостановили часть производств, соответственно они потеряют часть прибыли. Например, литовская Pieno Zvaigzdes понесёт убытки в 15 % от всего оборота. Соответственно она вынуждена будет искать другие рынки сбыта. А ведь 15% - это довольно внушительная цифра. Так, в 2013 году она поставила продукции в Россию на 100 миллионов. Знаменитая фирма финская Valio уже объявила о том, что прекращает выпуск продукции, который предназначен для России. Одно лишь радует – на территории России выпуск данной продукции будет производиться в прежнем объёме. Например, будет продолжать выпускать продукцию фирмы Valio филиал «Ершово» в Московской области. То есть мы по-прежнему увидим на прилавках плавленый сыр Viola в треугольниках, а также сыры Oltermanni и «Европейскую коллекцию». Кроме того, у фирмы Valio на Гатчине есть своё производство питьевых йогуртов Valio Clean Label и кефирного биопродукта Valio Gefilus. Датско-шведская компания Arla Foods приостановила производство товаров для России. В прошлом году продажи этой компании для России составили довольно внушительную сумму – 108 миллионов евро. Как видим, санкции со стороны России довольно ощутимы, и бизнес крайне недоволен таким поворотом событий. Банковская гарантия стабильности в отношениях дала трещину, но не мы начали первыми. Конечно, переход на новых поставщиков потребует больше затрат на маркетинг, увеличатся расходы на доставку, но всё это можно будет компенсировать низкой закупочной ценой, уверен представитель «Руспродсоюза».

По прогнозам UBS, рост цен составит 10 % в течение первого полугодия после введения санкций. Если, конечно, пострадает 10% поставок. Если более 20% поставок будут затронуты, то тогда рост цен может быть равен 20%. Впрочем, всё будет зависеть в конечном счёте от того, будут ли готовы ритейлеры пожертвовать рентабельностью для того, чтобы сдержать рост цен. Что будет на самом деле – покажет время. Возможно, нашим производителям всё-таки удастся увеличить производство, и тогда рост цен не будет таким существенным. Но для этого, сами понимаете, нужно время…

 

заказчику