С нового года контроль за госзаказом увеличится – правительство планирует банкам поручить контролирование государственных заказов

С Нового 2014 года вступит в силу действие нового 44-ФЗ «О контрактной системе» взамен 94-ФЗ. В данном законе предусмотрен банковский контроль за исполнением госконтрактов. Механизм контроля пока еще не разработан, но проект соответствующего постановления правительства уже есть. Его не так давно опубликовали на едином портале раскрытия информации. А это значит, что банки смогут блокировать подозрительные операции с бюджетными деньгами.

В настоящее время доля госзаказов на строительство составляет 39% - для таких контрактов госзаказчик будет вправе прописать в договоре требование о банковском контроле. Также такое требование может быть прописано, если цена в договоре не будет указана. Сегодня в документацию на тендеры не включают эти требования, а с нового года можно будет увидеть этот пункт в аукционной документации. Для контроля средств нужно будет открыть исполнителю и госзаказчику обособленные счета под государственный контракт. В случае подозрения на нецелевое использование данных средств банки будут вправе замораживать эти счета, а заказчик будет получать раз в квартал отчет о движении средств - все эти действия опубликованы в проекте постановления. Так Заказчик будет уверен в том, что его средства поставщик использует по назначению, и это будет своеобразная банковская гарантия сохранности бюджетных средств.

Нового в этом ничего нет – бизнес и корпорации уже давно используют такую систему контроля. У Сбербанка уже был подобный опыт сопровождения проектов, но он не пользовался популярностью. Дело в том, что в основном бизнес не работает с авансами, а оплачивает только фактическое исполнение договора. А значит, контроль при таком варианте исполнения заказа не нужен. А если в госзаказе будет предусмотрено контролирование бюджетных средств, то данная услуга будет пользоваться спросом.

Впрочем, в проекте постановления есть противоречия. Дело в том, что авансы из под контроля будут выведены. Директор департамента Минкомразвития Максим Чемерисов считает данное предложение Минфина спорным. К тому же в проекте постановления сказано, что подрядчик может сам выбирать банк для контроля, а нужно, чтобы банк отбирал заказчик. Также предусматривается банковский контроль по усмотрению заказчика, а он должен быть (при большом количестве субподрядчиков) обязательным.

«Вообще в вопросе контроля расходования средств нет ничего сложного – нужно лишь четко сформулировать обязательства в договоре, как в обычном, так и в кредитном. Законодательство не ограничивает глубину, частоту и форму контроля, и эта мера нужна, чтобы расширить круг ответственных лиц» - считает бывший сотрудник Внешэкономбанка.

 «Для любого банка такая форма контроля ничуть не обременительна – он все равно проверяет каждое платежное поручение, а теперь к тому же сможет еще на этом и заработать. Банк сможет на законодательном уровне реализовать полезные сервисы, что позволит ему лучше управлять рисками» – считает Леушев. Сколько сторон, столько и мнений. Например, председатель правления некоммерческого партнерства «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Екатерина Лезина считает, что если банк будет выбирать заказчик, то в случае спорных вопросов банк по просьбе заказчика сможет заблокировать средства еще до принятия судебного решения. А это может негативно сказаться на поставщике и естественно на его бизнесе.
 
 
 

 

 

заказчику