Самые популярные способы ограничения конкуренции в госзакупках в 2013 году

cамые популярные способы ограничения конкуренции в госзакупках в 2013 год Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) провела мониторинг крупных госзаказов, стоимость которых превышает  1 млрд. рублей. Эксперты отметили положительную динамику в сфере сверхдорогих тендеров. Способствует этому постоянное внимание к таким процедурам общественности.

Всего за 2013 год эксперты НАИЗ подробно изучили 233 закупки, общая стоимость которых составила 574 млрд. Эксперты отметили, что заказчики стали более внимательно относится к составлению сопутствующей документации для крупных тендеров. При этом заказчики стараются точно следовать «букве закона» и не нарушать его. Выводы НАИЗ подкреплены конкретными цифрами: сравнивая два последних периода, эксперты установили, что в 2012 году из 112 проверенных  закупок нарушения были выявлены в 80 случаях, а в 2013 году из 233 процедур нарушения отмечены в 88 случаях. В процентном соотношении – это 71% к 38%. Исследователи полагают, что причина изменений - усиленный общественный контроль государственных закупок. Между тем эксперты не спешат назвать сферу дорогих закупок конкурентной. За прошедший год также были выявлены ряд нарушений, которые регулярно допускались заказчиками.

Самой распространенной недоработкой заказчиков, которая могла ограничить конкуренцию потенциальных участников, стала отсутствие всех документов при размещении заказа. Результат такой недоработки – участники не могли получить полную информацию о предстоящих процедурах закупки и поэтому не принимали участие в тендерах. Данное нарушение встречали эксперты в 27% проанализированных заявок. Большинство заказчиков стремилось быстро устранить недоработку: либо дополняли основной пакет документов, либо отменяли закупку, чтобы в последующем разместить её с полным комплектом документации.

Вторую позицию в списке нарушений занимают неоправданно сжатые сроки выполнения заказа. Больше всего таких нарушений допускал Минздрав России. В качестве примера эксперты приводят сверхдорогие тендеры 2012г., в которых ведомством были установлены очень короткие сроки поставки - за один месяц исполнителю контракта необходимо было осуществить поставку медикаментов в 95 мест, которые находились в различных регионах России. При этом санкции за нарушение условий контракта также были ощутимые – 10% суммы товаров, которые не были поставлены в срок.  В минувшем году Минздрав также практиковал проведение тендеров с короткими сроками исполнения контракта. В НАИЗ посчитали, что выполнение таких условий требует наличия у поставщика определенного количества продукции, которая должна соответствовать сроку годности, заявленному в документации к закупке. В последующем  ведомство прокомментировало запрос общественности по таким коротким срокам, сославшись на то, что поставки по аналогичным контрактам, заключенным в 2012 году, были выполнены в срок.

Замыкает тройку – закупка у единственного поставщика. Ранее в Счетной палате определили, что по итогам проведения дорогих закупок 70% были заключены с единственным поставщиком.

В НАИЗ отметили, что увеличить долю закупок, проводимых одним их возможных конкурентных способов, можно, если вовремя проводить качественную общественную экспертизу. Применение данной меры позволяет упорядочить документацию объявленных тендеров, сэкономить  средства госбюджета. Что и было сделано в случае с заказом, который разместил департамент государственного заказа ЯНАО. В данном случае от имени организации поступил заказ на выполнение строительно-монтажных работ по больничному комплексу, расположенному в Ямало-Ненецком автономном округе. Заказчик не опубликовал полный пакет документов, о чем и был проинформирован  представителями НАИЗ. Устранив недоработку, закупка была проведена в виде аукциона, по результатам проведения которого удалось сэкономить 25% от первоначальной стоимости контракта - 925 млн. рублей.

 

заказчику