Система качества

Система качества (СК) представляет собой совокупность методик, ресурсов, процессов, организационных мероприятий, которые необходимы для выстраивания эффективной модели управления качеством на предприятии, компании.  Основные требования  к системе качества изложены в  международных стандартах семейства ИСО, которые  определяют и систематизируют политику в области качества,  экологического менеджмента, обеспечения безопасности и здоровья персонала. Внедрение СК в работу конкретного предприятия осуществляется с учетом его специфики, основывается на системном подходе. Стандартная процедура включает следующие этапы:

  • Решение  руководства. На данном этапе руководством принимается решение внедрения СК. Персонал предприятия информируется о нововведении. Формулируются цели построения системы качества, которые отражаются в основном нормативном документе «Политика  в области качества».
  • Обучение персонала. Персонал предприятия проходит курс обучения, где знакомиться с теоретическими основами СК, стандартами серии ИСО.
  • Формирование программы внедрения. Так как  процесс внедрения СК является довольно продолжительным процессом,  наличие программы позволяет систематизировать и оптимизировать его. Программа включает такие  позиции как этапы внедрения, перечень ответственных по каждому этапу, финансирование процесса, критерии оценки внедрения СК.
  • Описание и оптимизация бизнес-процессов. На данном этапе руководством определяются приоритетные направления для СК и делается их описание. Это могут быть процессы производства продукта и его продажи, сервисное обслуживание и др. После того как все важные бизнес-процессы описаны, они оптимизируются в соответствии с требованиями стандарта ИСО.
  • Разработка нормативной документации. Работа СК опирается на  ряд нормативных документов, которые  выстраиваются в определённую схему.

документы в системе менеджмента качества

  • Тестирование СК и внутренний аудит. На этом этапе осуществляется опытная эксплуатация СК, сопровождаемая внутренней проверкой, которая позволяет определить несоответствия и  скорректировать документацию, работу сотрудников.
  • Сертификация. Заключительным этапом внедрения системы качества является сертификация ISO 9001, 14001 или 18001, по результатам которой выдаётся соответствующий сертификат.

Международные стандарты ИСО широко распространены. Российские предприятия и организации, работающие на экспорт или планирующие продвижение своей продукции за рубеж, также активно ведут работу по внедрению ISO 9001. Причины такой востребованности в том, что система качества позволяет:

  • Повысить конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешнем рынках.
  • Улучшить качество выпускаемых товаров при общем сокращении издержек.
  • Повысить уровень доверия финансовых и страховых организаций и получить возможность заключить страховой или кредитный договор на более выгодных условиях.
  • Соответствовать  строгим требованиям заказчиков и принимая участие в тендерах иметь больше шансов на  заключение контракта, как с госучреждением, так и коммерческой компанией.
  • Удовлетворять спрос потребителя, постоянно совершенствуя выпускаемый продукт либо оказываемую услугу.

 

 

 

 

 

заказчику