Скоро поставщики будут обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарах.

Минэкономразвития считает, что федеральные ведомства должны требовать от поставщиков информацию о своих бенефициаров при контрактах, которые превышают 1 млрд. рублей.Минэкономразвития считает, что федеральные ведомства должны требовать от поставщиков информацию о своих бенефициаров при контрактах, которые превышают 1 млрд. рублей.

Закон, который обяжет поставщиков раскрывать информацию о бенефециарах, вступит в силу с 2014 года. Это закон о федеральной контрактной системе (ФКС). При этом сумма в 1 млрд. рублей - это условная цифра, и она пока еще не определена правительством. Для справки: бенефициар – это физическое лицо, который владеет 10% компании.

 Для правительства уже подготовлен и направлен проект постановления, инициатором которого выступил Минэкономразвития. Замминистра Минэкономразвития Евгений Елин не так давно сообщил, что установлена планка для закупок в 100 млн. руб. для субфедеральных и муниципальных органов, и 1 млрд. рублей для федеральных органов.

В 2012 гг. три четверти заказов на строительство и реконструкцию автодорог и зданий были на сумму свыше 1 млрд. рублей, всего в 2012 году заказов было примерно около 6 трлн. рублей. За период с 2011 по 2012 гг. на госзаказы, сумма которых превышала 1 млрд. рублей, было потрачено 1,7 трлн. рублей. Вообще первоначально для гособоронзаказа предполагалось установить порог в 500 тыс. рублей, но потом от этой идеи оказались, так как тогда надо было бы раскрывать практически всех бенефициаров поставщиков. Вообще контрактная сумма пока еще окончательно не определена – она может как уменьшиться, так и увеличиться. Данный проект находится на рассмотрении у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и окончательное решение по этому вопросу будет после совещания с ведомствами, бизнесом и экспертами.

В новом законопроекте говорится, что если поставщик за определенный срок не раскроет информацию о своем бенефициаре, то будет оштрафован на сумму, равную 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (от цены контракта). Штраф будет идти за каждый день просрочки не предоставления информации. Причем, если окажется, что среди руководителей подрядчика и ведомства будут родственники, то такой контракт признают незаконным.

Вообще такой норматив можно легко обойти, при желании раздробив заказ на несколько лотов. Именно так уже и поступают некоторые ведомства, увеличивая количество тендеров. Вообще проверять, куда уплывают деньги, должны правоохранительные органы и органы финансового мониторинга. К тому же подход будет избирательным, ведь по закону о ФКС исполнитель раскрывает данные только заказчику, а органы контроля будут получать эту информацию только по запросу. Координатор проекта «Роспил» Константин Калмыков не видит в этом законе рычагов для уменьшения коррупции в госзакупках. А директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев с этим не согласен, так как считает, что любое раскрытие информации полезно. Ведь по базе можно легко отследить, какое ведомство резко снизило количество контрактов на сумму свыше1 млрд. руб. Тогда можно у таких ведомств потребовать объяснения в таких действиях, а это уже прогресс. Время покажет, насколько новый закон поможет бороться с коррупцией в госзакупках.

 

 

заказчику