Смету заменят на расчёты в конструктивных элементах – ФАС взяла это дело на особый контроль

Экспертный совет по развитию конкуренции в строительной сфере был не так давно создан при Федеральной антимонопольной службе. Теперь ФАС возьмёт на особый контроль вопросы ценообразования и регулирования в строительной отрасли. Было принято решение, что в скором будущем стоимость строительства будет рассчитываться по конструктивным элементам, а не по смете.

Глава управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Вадим Соловьев считает, что в настоящее время расчёт строительных объектов по смете совершенно непонятен. Дело в том, что нормативная база, которая существует сегодня, делает ценообразование абсолютно непрозрачным. К тому же она требует постоянной корректировки в связи с изменениями цен на рынке. А это значит, что есть вероятность необоснованного повышения цены строительных объектов. Было предложено рассчитывать цену строительных объектов госсобственности на стадии проектирования, определяя её на основании рыночных цен конструктивных решений. В настоящее время стоимость объекта определяется исходя из сметных норм, а также расценок на технологические операции.

Сейчас эти предложения находятся на рассмотрении в Минстрое. Господин Соловьев считает. Что если предложение о расчёте конструктивных элементов примут, то это позволит уменьшить коррумпированность в строительной отрасли. В настоящее время в смете рассчитывается всё до каждой мелочи, и нет никакой возможности всё проверить. А это значит, что недобросовестные строительные компании могут включить в смету одни и те же детали по несколько раз. Тем самым стоимость сметы будет завышена. Минстрой в целом согласен с таким предложением. Нужно только проработать детали. В настоящее время уже есть первые разработки по переходу на расчёт стоимости по конструктивным элементам.

Начальник департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя Елена Жукова рассказала в интервью РГБ, что в сегодня в качестве пилотного проекта выбрана сфера дорожного строительства. Эксперты же считают, что проблема эта очень серьёзная. Дело в том, что сметные нормативы уже давно нужно обновлять, а других расчётов стоимости строительного объекта пока нет. Глава строительной компании «Профи-инвест» Анатолий Демьянко считает, что на практике будет трудно реализовать расчёт по конструктивным элементам. Дело в том, иногда при строительстве зданий используются разные технологии, а это означает, что и стоимость строительства будет разной.

В настоящее время строительный рынок развивается госзаказу. Строительные компании, принимаяучастие в тендерах, выигрывают хороший контракт и благодаря этому получают толчок к дальнейшему развитию. Государственный заказчик сегодня – самый платёжеспособный. Сегодня рынок поделён (условно) на компании, которым доступны хорошие контракты, и на компании, занявшие свою нишу в определённой строительной сфере и которые никого в свою нишу не пропускают. Разрубить этот гордиев узел очень сложно. Прозрачным рынок можно сделать только в том случае, когда будет ограждён доступ к контрактам от любого управляющего воздействия. Поступило предложение систему госзаказа формировать так, чтобы один и тот же исполнитель не смог получить контрактов на сумму более чем 1 миллиард рублей. И неважно, сколько контрактов он возьмёт – всё дело в сумме.

 

Но в этом случае возникает вопрос об эффективности управлении строительством. Высококвалифицированные участники государственных закупок при таком подходе будут не заинтересованы в получении государственного заказа на неполный объём работ и небольшую сумму контракта. К тому же тогда будет трудно определить, кто будет отвечать за качество всего объекта. Заказчик же в этом случае должен иметь в штате специалистов, которые смогут оценить качество выполненных работ. А это увеличение штатной численности Заказчика и расходов на его содержание.

К тому же сегодня процедура госзаказа напоминает деловую игру на внимательность для поставщика. Например, в заявке нужно указывать конкретные показатели, А техническое задание так и пестрит словами «более», «менее», «должно быть» и так далее. Причём часто техническое задание выкладывается в таком виде, что его трудно перевести в обычный вордовский документ. Приходится перепечатывать вручную, что значительно увеличивает затраты на составление заявки. Если же техническое задание объёмное, а время на составление заявки ограничено, то сотрудникам приходится оставаться сверхурочно, а это дополнительные затраты. Заказчики часто предъявляют свои требования к содержанию заявки, некоторые даже умудряются прописать что-то в контракте и если поставщик невнимательно прочитает всю документацию, то его на полном основании могут не допустить принимать участие в конкурсе. А на пробелы в документации нужного поставщика закроют глаза, или же ему предоставят читаемое техническое задание. Ещё одна проблема – нельзя оценить качество работы на этапе подачи заявок. На этом этапе можно оценить только квалификацию поставщика, а качество работ оценивается при приёмке выполненных работ (услуг). Как видим, проблем много, и некоторые из них плавно перетекли из 94-ФЗ в 44-ФЗ. По сути как составляли раньше заявки, так и сейчас делается также. И чтобы что-то исправить в создавшейся ситуации, придётся много поработать. В спорах рождается истина, так что надеемся, что всё-таки найдётся такое решение, которое устроит всех. Только вот когда наступит такое время, пока неизвестно…

  

 

 

 

заказчику