Странами-участниками Таможенного союза создана наднациональная антимонопольная служба. Будем играть по-честному?

Новая наднациональная антимонопольная служба представляет собой 2 коллегии. Первая – это суд ЕАЭС. От каждой страны представлены два судьи, которые представляют интересы своей страны. Есть рабочие группы, которые постоянно мониторят рынок товаров и услуг. Вновь созданная служба ещё только начинает работать, и некоторые документы, необходимые для успешной работы, проходят стадию согласования. Например, соглашение о конфиденциальной тайне, которое даёт широкие полномочия для Антимонопольщиков. Имея на руках этот нормативный документ, они смогут обеспечить себе доступ к коммерческой тайне.

Не так давно на встрече в Минске министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов обратил внимание на некоторые болевые точки в общем рынке, которые требуют к себе пристального внимания Антимонопольщиков. Рост товарооборота среди стран Таможенного союза стремительно растёт и значительно превышает динамику торговли с Евросоюзом- 34-44 процента в год против 10. Белорусы в 2013 году увеличили на треть в страны Таможенного союза поставку говядины и сахарного песка, на 50 процентов - молока и сливок. Поставки нефтепродуктов и калийных удобрений были увеличены в 4,6 и 5,5 раз соответственно. Более чем вдвое увеличились поставки в Россию и Белоруссию макарон и электроэнергии. Россия поделилась с соседями углём и автомобилями с прицепами и полуприцепами. Как видим, сотрудничество между странами растёт и развивается. Теперь нужно сделать так, чтобы бизнес был в равных условиях, а для этого необходимо создать инструмент для антимонопольного регулирования между странами-участниками Таможенного союза.

Такой инструмент был создан. Главы трёх государств Таможенного союза подписали модельный закон о конкуренции. Он вобрал в себя лучшие нормы конкурентного законодательства трёх стран, а также были взяты на вооружение некоторые нормы законодательства развитых стран. В настоящее время идёт процесс вживления этого закона в его национальные реалии.

Сегодня бизнесмены трёх стран имеют возможность принимать участие в торгах. Это, конечно же, отлично, но где гарантия того, что в процессе торгов никто не будет умышленно снижать цены. Дело в том, что в России защитные нормы против сговора действуют, а вот в Казахстане и Белоруссии нет. Есть ещё одна проблема – это контроль за интеллектуальной собственностью. Её защищать, несомненно, нужно, но очень часто право на товарный знак является весьма удобным инструментом для монополии. Например, европейскую продукцию в страны-тройки сегодня продают только официальные дистрибьюторы. А они, пользуясь таким положением, необоснованно завышают цены. Цены на стоимость оригинальных запчастей к автомобилям сегодня завышены на 80 процентов. По остальным товарам наценка поменьше, но всё равно она высокая. Где-то 60, где-то 40 процентов.

В настоящее время эти вопросы бурно обсуждаются в комиссии с участием вице-премьеров наших стран. Будем надеяться, что в итоге придут к общему мнению и любой поставщик сможет привозить оригинальный европейский товар на продажу. В то же время нельзя допустить, чтобы пострадал национальный производитель – нужно продумать меры по его защите.

Поднимался вопрос и о роуминге. Это ведь тоже услуга, и вилка тарифов на услуги в роуминге существенно отличается у операторов трёх стран. В Белоруссии – в 55 раз, в Казахстане – в 21, в России от 28 до 48 раз. Особенно это ощущается на границе. Гражданам, которые путешествуют, приходится покупать сим-карты соседних стран, а те, кто живут на границе, иногда попадают в роуминг. Согласитесь, что это не очень удобно. Границы открыли, так нужно и границы у операторов связи объединить. Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК считает, что нужно обнулить роуминг, и чем быстрее, тем лучше.

Есть вопросы и по авиаперевозкам. Цены на билеты различных авиакомпаний отличаются. Причём иногда почти в два раза. Например, из Астаны в Москву долететь можно за 13-13 тысяч рублей, а из Караганды в Москву за 5,4 - 6,4 тысяч рублей. А расстояние практически такое же. Вот и едут люди из Астаны в Караганду, чтобы потом попасть в Москву. Цены на железнодорожные перевозки на этих направлениях сравнялись с ценами на авиаперевозки. Это быть не должно. Есть вопросы по лекарствам. В Белоруссии и Казахстане на лекарство одна цена, а в России на тот же препарат цена в два раза дороже. Как так проходят торги при закупках, совершенно непонятно. 

Одно из главных направлений наднационального антимонопольного органа – искоренить такие перекосы цен и гарантировать бизнесу равные конкурентные условия на всей территории единого экономического пространства.  Будем надеяться, что вновь сознанный наднациональный антимонопольный орган поможет нам избавиться  от перекосов цен, а предприятия трёх стран смогут конкурировать между собой на равных условиях.

заказчику