Строителям нужен свой закон о государственных закупках. Почему?

Контрактной системе нет ещё и года. До 1 января 2014 года действовал 94-ФЗ, который назывался законом «О госзакупках». 94-ФЗ появился в 2005 году, и просуществовал почти 10 лет. И все эти годы его постоянно совершенствовали и вносили поправки. Внесено в общей сложности 30 изменений, но от этого, как сказал один из экспертов, лучше не становилось. Наоборот, иногда поправки давали коррупционерам карт-бланш.

С 1 января 2014 года вступил в силу 44-ФЗ - закон «О контрактной системе». Принимали его в спешном порядке, некоторые нормы закона даже ещё не вступили в силу по ряду объективных причин. Уже более полугода он действует, но в него всё также вносятся поправки. И всё равно многие недовольны новым законом. Более того, в строительной отрасли руководство настроено на то, чтобы создать свой собственный закон о госзакупках, который бы учитывал специфику отрасли. Руководство страны уже дало на создание нового закона своё согласие.

Это предложение прозвучало на круглом столе в «Крокус Экпо», который проходил в честь празднования Дня строителя. Президент НОСТРОЯ Николай Кутьин в докладе рассказал о том, какие у строителей претензии к новому 44-ФЗ. Всё дело в том, что, принимая участие в торгах, для компании по-прежнему одним из главных критериев остаётся цена. А ведь прежде чем допустить компанию до торгов, проектная организации составляет проект, который проходит экспертизу, и только после положительной оценки фирму допускают принимать участие в тендере. И как тогда и из каких ресурсов снижать цену контракта на 20-40 %. Ведь это не покупка трактора или ещё какой-нибудь техники. Процесс строительства – довольно сложный процесс, он может длиться годами, и цены на материалы за это время могут значительно вырасти. Причин тут этому может быть несколько. Политическая ситуация, например. Так случилось в Крыму после присоединения к России. Цены на некоторые строительные материалы вырасти в несколько раз, а щебёнку, например, вообще было невозможно купить, так как её закупали на Украине. А контракты уже подписаны и рассчитаны по старым ценам. Согласитесь, что работать себе в убыток никто не будет. И что прикажете тогда делать строителям?

В строительной отрасли в процессе строительства взаимодействует целая цепочка. Это заказчики, изыскатели, проектировщики, генеральные подрядчики и субподрядчики. Строители же работают в различных отраслях со своей спецификой, и их не единицы, а сотни. К примеру, компания «Спецстрой» может освоить своими силами только 80 миллиардов рублей, а осваивает в 4 раза больше за счёт взаимодействия с другими строительными структурами. Существует достаточно сложная цепочка взаимоотношений, и экономия ресурсов – далеко не главный критерий в этой отрасли. Такой подход к торгам порой оборачивается громкими скандалами. Наглядный пример – однажды торги на строительство энергообъектов ценой около 10 миллиардов рублей выиграла фирма, у которой оказался мизерный уставной капитал и несколько человек персонала. Так что, как видите, цена не должна являться одним из главных критерием в таких торгах. Естественно, что такая фирма не сможет выполнить одна весь объём работ, и будет нанимать субподрядчиков.

Совершенно ясно, что в строительстве должны быть иные требования к участникам торгов. Это в первую очередь квалификация участников, наличие техники, стабильное финансовое положение. Ведь для того, чтобы заключить контракт на строительство объектов, понадобится банковская гарантия на немалую сумму. А компании, у которой незавидное финансовое положение, вряд ли выдадут данный документ на большую сумму.

Господин Кутьин заметил, что у строителей есть шанс рассмотрения депутатами этого законопроекта уже этой осенью. Но для этого нужно его как можно быстрее разработать и направить в Думу.

 Председатель комитета по транспортному строительству НОСТРОЯ Леонид Хвоинский рассказал на круглом столе, что за рубежом уже давно при проведении конкурсов учитывают квалификацию подрядчика. Там очень важно, чтобы подрядчик выполнил работы качественно и не нанёс вреда экологии. Кроме того, в обязательном порядке учитываются ещё ряд важных позиций, таких, как определённый уровень зарплаты персонала и т. д. Вице-президент НОСТРОЯ Эдуард Дадов заметил, что в строительстве есть понятие жизненного цикла зданий. Эта цифра колеблется от 50 до 100 лет – всё зависит от объекта. А это значит, что очень важно качественно построить объект. Ведь от этого зависит «поведение» объекта во время эксплуатации. В строительной отрасли высокая степень рисков, и упрощать критерии оценок для подрядчиков означает подвергать опасности жизнь и здоровье людей.

В строительстве можно сэкономить на трёх позициях - это строительные материалы, техника и оплата труда. Если у вас своё производство строительных материалов, то здесь можно сэкономить, внедряя новые технологии. Если же применять исходные материалы низкого качества, то это негативно скажется на качестве строительства, а допускать такую ситуацию ни в коем случае нельзя. Экономить на технике и оборудовании тоже не стоит, так как это влечёт отказ от современных технологий. В результате опять пострадает качество, а также увеличатся сроки строительства. Экономить на зарплате можно, но вот только кто и как будет работать за низкую зарплату? Сами понимаете, у нас как людям платят, так они и работают. Так что для строительной отрасли должен быть разработан целый комплекс мер и закреплён законодательно, которые помогут в борьбе с коррупцией и повысят качество выполняемых работ. Нужно, чтобы подрядчикам было выгодно использовать новые современные технологии. В настоящее же время часто при проектировании берут в расчёт те материалы, которые подешевле, а не новые высокотехнологичные, так как они дороже. Должен быть стимул к тому, чтобы строители использовали новейшие разработки, только тогда будет повышаться качество возводимых объектов.

Торги в строительстве были введены, потому что часто завышали цены и покупали веник по цене пылесоса, а потом 20% средств уходило на откаты. Стали проводить аукционы – появились другие проблемы. Следовательно, тот закон о закупках, который действует сегодня, совершенно не подходит для строительной отрасли. Нужно разработать свой закон, где будут учтены все нюансы в строительной сфере. Только тогда все недочёты и проблемы, которые есть сегодня при действующем 44-ФЗ, исчезнут в небытие.

 

 

 

заказчику