Субъекты малого и среднего бизнеса получили допуск к госзакупкам

Принять участие в тендерах и в конечном итоге работать по контракту с крупным заказчиком – понятное желание  представителей малого и среднего бизнеса.  Принять участие в тендерах и в конечном итоге работать по контракту с крупным заказчиком – понятное желание  представителей малого и среднего бизнеса.  Помочь в осуществлении такой задачи призван документ "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", принятый Распоряжением Правительсва РФ  в мае текущего года.  9 сентября  рабочая группа обсудила достижения и проблемы по реализации «дорожной карты».

Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» АСИ, отметил, что одной из задач документа является  увеличение доли закупок с 10 до 25% для  представителей малого бизнеса. Задача является непростой для решения. Работа над «дорожной картой» показала, что для малых предприятий участие в торгах представляется  слишком сложной процедурой. А если участвовать в нескольких конкурсных закупках, то без привлечения дополнительных сотрудников не обойтись.   В то время, когда  крупные компании сопровождение торгов поручают специализированным организациям.  И если  крупные игроки закупок могут себе это позволить, то для МСП  дополнительные расходы  непозволительны. Для решения проблемы Роман Зимонас, директор по закупкам «Росатома», предлагает  ввести в практику обучающие программы. Это позволит предпринимателям самостоятельно разобраться с тендерной документацией и не привлекать  дополнительных специалистов, участвуя в торгах.

Для отработки механизма взаимодействия между заказчиками и исполнителями рабочей группой принято решение запустить  «пилотные» программы на базе нескольких крупных госкомпаний.  Между государственной компанией и  предприятием малого или среднего бизнеса будет заключен  договор присоединения, который позволит МСП работать с заказчиком напрямую.

В соответствии с планом мероприятий документа в 2013 году должны быть реализованы два пункта. Первый из них предусматривает получение конкретных статистических данных об участии МСП в госзакупках. Для этого Росстат уже утвердил форму федерального государственного статистического наблюдения №1. Однако участники заседания усомнились в её практическом использовании – форма мониторинга занимает 30 страниц и включает 100 показателей. Роман Зимонас отметил, что современные технические средства позволяют получить необходимые данные в автоматическом режиме: достаточно на сайте торговой площадки установить критерий «субъект малого или среднего бизнеса».  Это позволит вести учет участников торгов и определить количество выигравших из круга МСП. По мнению эксперта, Росстат мог бы провести переговоры с  тендерными площадками, чтобы внедрить новацию.

Второй пункт направлен на создание критериев, позволяющих отнести товары (услуги, работы) к инновационной, высокотехнологичной продукции. Кирил Степанов рассказал, что в Минэкономразвитии проходят экспертизу на соответствие целям «дорожной карты» 4 документа от разных ведомств – Минздрава, МЧС, Минобрнауки, Минпромторга.  В проектах приказов ведомства установили  свои трактовки инновационности. Однако члены рабочей группы  отметили, что различная трактовка этого понятия приведет к путанице. Участниками заседания было предложено создать единые критерии, по которым товары (услуги, работы) можно отнести к инновационным.

Между тем Артем Аветисян обратил внимание присутствующих на то, что не стоит стремиться только к количественным показателям, реализуя «дорожную карту». Нужно помнить и о качестве  закупаемой продукции. Документ открывает доступ субъектов МСП к госзакупкам и стимулирует заказчиков работать с малыми предприятиями. Однако  у последних возникает ряд опасений, связанных с поставкой некачественных товаров или невыполнением условий контракта. Снизить риски, по мнению Романа Зимонаса, можно, если создать систему гарантий для МСП в сфере госзакупок.

Инициатива властей  может положительно  сказаться на  ведении дел предпринимателей среднего звена:  «дорожная карта» открывает новые возможности для развития бизнеса. Главное теперь – это желание самих предпринимателей двигаться вперед и работать по новым правилам.

 

 

заказчику