Внесены важные изменения в Лесной кодекс – профессиональные лесничие снова будут в почете

Не так давно был подписан Федеральный закон президентом России В.В. Путиным, который внес весьма существенные изменения в Лесной кодекс. Теперь государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения будут заботиться о лесе. В их обязанности будет входить осуществление мероприятий по уходу, защите и воспроизводству лесов. Госучреждения будут играть по новым правилам, а в результате от этого лес получит долгожданную полноценную заботу.

Чуть менее года потребовалось времени на разработку нового проекта закона. В результате принятия нового закона ситуация в лесной отрасли в сфере лесовосстановления и проведения сельскохозяйственных работ значительно упростилась. Девять месяцев проходили различные согласительные процедуры, и вот в конце прошлой недели законопроект был подписан президентом В.В. Путиным.

После опубликования закона в официальных СМИ регионы смогут давать государственные задания на лесохозяйственные мероприятия подведомственным учреждениям. Заместитель руководителя Рослесхоза Николай Кротов рассказал в интервью «РВЛ», как можно будет использоваться новые механизмы регулирования в лесной отрасли.

После вступления нового закона в силу органы власти смогут использовать новый инструмент управления с учетом особенностей своего региона. Например, сегодня в Алтайском крае лесные работы на тех территориях, которые не переданы в аренду, выполняют ООО, а в Красноярском крае, Удмуртии и Кировской области созданы государственные предприятия для выполнения  лесохозяйственных  работ. По новому закону у субъектов будет право выбора - они могут размещать заказ либо через государственное задание, либо на торгах. Более того, регионы будут вправе применять и то, и другое, то есть частично размещать заказ через госзадание, а частично через торги.

В настоящее время в большинстве регионов проводимые тендеры являют собой скрытую форму размещения государственного заказа у единственного поставщика. Но не только создавшаяся ситуация повлияла на принятие решение размещать государственные задания в госучреждениях. Дело в том, что сегодня в 99,9% случаев коммерческие организации, которые принимали участие в конкурсе, заинтересованы лишь в купле-продаже древесины. В результате уделялось небольшое внимание лесовосстановительным работам. Контакты заключались на небольшой период времени, а между тем рост молодого леса продолжается от 5 до 10 лет. И кому в таком случае предъявлять претензии?


Раньше госучреждения были вынуждены принимать участие в конкурсах и конкурировать с недобросовестными игроками. Власти старались организовать торги пользой для леса, но 94-ФЗ, а теперь уже и 44-ФЗ ограничивал заказчиков при выборе исполнителя. И вот теперь лесу не страшен 44-ФЗ. Как только закон вступит в силу, заказчик может смело давать государственное задание госпредприятию.

Ранее заказы порой не выполнялись, но недобросовестных исполнителей было трудно привлечь к ответственности. К тому же в результате торгов не всегда заказ доставался квалифицированному исполнителю. В результате лес, не получая хороший уход, нёс значительные потери. Теперь Заказчик, выдавая госзадание, будет уверен в реализации планового ведения работ. Ведь уход за лесом не ограничивается одним календарным годом. Если на одном участке в течение нескольких лет будет работать одна и та же организация, это позволит корректировать процесс и правильно оценивать качество выполняемых работ. К тому же регион может сам выбрать, каким образом ему организовать работы по восстановлению леса.

В тех регионах, где до 90% лесного фонда передано в аренду, разумнее всего будет отдавать лесовосстановительные и лесохозяйственные работы на аутсорсинг. Там же, где сегодня ведут лесное хозяйство автономные учреждения, их можно будет переквалифицировать в спецучреждения.

Не забыли и противопожарных спецучреждеиях. Пожары в основном бывают летом, а зимой такие подразделения содержать крайне неэффективно. Было предложено использовать эти учреждения в зимнее время года на санитарных рубках леса, тем более, что техника, применяемая при тушении, может использоваться на лесовосстановительных и лесозащитных работах, а также при санитарных рубках. Такой подход позволит пожарным учреждениям не содержаться за счет бюджета, а зарабатывать в любое время года. Но порой финансирование за счет государства оказывается недостаточным. Тогда было принято решение разрешить продавать древесину, получаемую при санитарной рубке леса – ведь полученные средства можно будет направлять на уход за лесными угодьями.

Следует отметить еще один положительный момент – при выполнения госзадания исполнитель не будет платить налог на добавленную стоимость. Появление государственного задания сделало правила игры гораздо честнее, но никто не отменил контроль за обоснованностью выбора формы размещения заказа.

Появление нового закона не означает возврат к лесхозам, действовавших до 2007 года. Контрольные функции спецучреждениям не отдаются, то есть будет исключена коррупционная составляющая. У них будет свой контролер - Федеральное агентство лесного хозяйства, и они могут вести свою деятельность только на тех землях, которые свободны от аренды. Если в результате проверки обнаружится сговор, то эти сведения попадут в прокуратуру. Более того, в настоящее время готовится закон, в котором предусмотрен сквозной контроль.

Новый закон ожидали все, кому небезразлична судьба лесных угодий. Будем надеяться, что с вступлением в силу нового закона наши леса будут расти здоровыми и преумножаться.
 

заказчику