Закон «О контрактной системе» предоставил новые преференции. Что нового?

Сегодня в России ежегодный  объем всех бюджетных закупок  составляет около 8 триллионов рублей, а это около 20% ВВП.  В России, впрочем, как и во всем мире, предоставляются преференции при государственных закупках.   Обычно их предоставляют  для поддержки  определенных  социальных групп населения, а также для развития отдельных регионов или отраслей промышленности, для  обеспечения безопасности страны и так далее.  Преференции могут также предоставляться и в период неблагоприятных экономических ситуаций. Ни для кого не секрет,  что государственные закупки являются весьма действенным инструментом для регулирования экономики. Зная, какие именно преимущества предоставляются в том или ином случае, можно получить выгодный государственный заказ и вывести свое предприятие на новый уровень развития.

Новый 44-ФЗ, который вступил в силу с начала нового  2014 года,  не только  сохранил преференции, которые имелись в ранее действовавшем законе,  но и ввел новые.  Например, новый закон ограничил в некоторых случаях  участие в тендерах для государственных закупок иностранных компаний.   Применение этого условия поможет  в обеспечении обороны страны и безопасности государства, защитит внутренний рынок,  а также поддержит российских производителей продукции и поможет в развитии национальной экономики.

Еще одна преференция – заказчик обязан предоставлять преимущества   организациям инвалидов  и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов. Перечень товаров, работ и услуг, который необходимо поставлять в соответствии с госзаказом  при предоставлении преференции,  установлен правительством.

Более того, Заказчики обязаны в соответствии с законом закупать у социально ориентированных некоммерческих организаций и у малого бизнеса   не менее 15 процентов от годового объема производимых закупок. Максимальная (начальная) цена по таким закупкам не должна превышать 20 миллионов рублей.  Положение о закрытых способах определения поставщиков также относятся к преференции – они обычно применяются, когда в закупках содержатся сведения, содержащие государственную тайну. Поставщики, которые имеют право принимать участие в конкурсе в таких закупках,  получают определенное существенное преимущество.

Также   к преференциям относятся некоторые положения закона, которые позволяют Заказчику закупать продукцию у единственного поставщика.  Сейчас Заказчик может закупать  у единственного поставщика лекарственные препараты, предназначенные для лечения пациента по решению врачебной комиссии. При этом контракт не должен превышать 200 тысяч рублей.  Правда, если такое же лекарство нужно еще одному и более пациенту, это создает для государственного заказчика трудности при закупке.

Государственные и муниципальные учреждения  могут не предоставлять обеспечение исполнения контакта – к ним данное положение закона не распространяется.   Это является также преимуществом при осуществлении государственных закупок. Минэкономразвития разработало проект приказа о преференциальном допуске к государственным закупкам ряда товаров. Касается прежде всего  это товаров, произведенных в странах ТС, в том числе к фармацевтическим препаратам, товарам растительным и медицинским.  То есть если поставщики предлагают товар, произведенный в России, Белоруссии или Казахстане, то им предоставляется преимущество в отношении цены контракта в размере 15 процентов.

Предоставление преференций  поставщикам  применяется не только в России, но и во всем мире. Большинство стан мира используют преференции при государственных закупках. Чаще всего применяются ценовые преференции, и практически везде во всех странах, в том числе и в России, поддерживают малый  бизнес при предоставлении определенных льгот.
 Если внутри страны производится аналогичная продукция, то очень часто запрещают  приобретать такую же продукцию за рубежом. Государство оказывает поддержку сельхозпроизводителям, организациям инвалидов и стимулирует наукоемкие и высокотехнологичные отрасли экономики.  Практика показывает, что преференции при государственных закупках должны быть тщательно продуманы, они не должны приводить к монополизации определенных сегментов рынка.  Ведь это может привести к снижению  качества поставляемой продукции и завышению цен – этого допускать ни в коем случае нельзя.

Стоит отметить, что есть преференции, которых нет в Российской практике. Например, в США через систему квот предоставляют преимущества компаниям, во главе которых стоят женщины, а  также отдают предпочтение при выборе поставщика для государственного заказа тем компаниям, в которых работают представители национальных меньшинств.

Это весьма интересные предложения – может, стоит и нам взять такие преференции на заметку?

заказчику