Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оценила состояние конкуренции в России и отразила свои выводы в Докладе. Руководствуясь этим документом, законодатели смогут внести коррективы в нормативно-правовые документы, чтобы обеспечить конкуренцию на должном уровне, госведомства будут руководствоваться ним в своей дальнейшей деятельности.
В приоритете специалистов ФАС:
Эксперты антимонопольной службы пришли к выводу: в сфере госзаказа большие трудности с обеспечением конкуренции. Очень часто заказчики, проводя тендеры, выбирают исполнителей, руководствуясь субъективной оценкой. Кроме этого, наметилась тенденция проводить торги вне конкурса или аукциона, когда закупки намеренно переводятся на ГУПы и МУПы. В докладе отмечено, что сократилась поддержка представителей малого бизнеса за счет госзаказа. Более чем в 2 раза уменьшилась доля средств, которые можно было сэкономить на торгах по определению подрядчиков в строительной сфере. Если на период 2013 г. этот показатель был на уровне 7,24%, то в I квартале 2014 г. он составляет 3,16%.
Выводы, изложенные в докладе, подтверждают и представители бизнес-сообщества. Владислав Корочкин, вице-президент «Опоры России», подтвердил, что субсидии, которые выделяются ГУПам и МУПам, позволяют выводить закупки из-под конкурентных процедур закупок. Такая возможность предусмотрена Бюджетным кодексом РФ. При отсутствии аукциона заказчик может обосновать любую цену контракта. Эксперт солидарен с антимонопольщиками и в том, что при оценке конкурсных заявок, поданных потенциальными исполнителями, роль субъективных критериев оценки увеличилась. В результате контракт может получить «свой» участник.
Владислав Корочкин подтвердил также вывод ФАС о падении уровня поддержки объектов малого и среднего бизнеса за счет госзаказа. При росте количества аукционных процедур для представителей малого бизнеса стоимость лотов снизилась. Соответственно объемы средств, которые малые предприятия могут получать, принимая участие в тендерах, тоже уменьшились. Причины эксперт видит в следующем: при проведении спецторгов кроме малых предприятий в них могут участвовать и "социально ориентированные организации". Влияет на ситуацию и разрешение на использование соисполнителей контрактных обязательств. В этой ситуации лот достается крупной организации, которая обязуется 10% отдать малым участникам. На деле же заказ получают организации, которые были специально созданы, либо аффилированные компании.
По мнению Андрея Черногорова, отсутствие конкуренции в госзакупках – это следствие использования «бумажных» процедур закупок. Он полагает, что перевод госзакупок в электронный формат поможет устранить эту лазейку.
При подготовке Доклада Федеральной антимонопольной службой были учтены предложения «Деловой России». В частности, ФАС было предложено сосредоточить свое внимание на крупных компаниях, которые являются реальными монополистами рынка и снизить чрезмерный контроль участников малого и среднего бизнеса.
По мнению Антона Емельянова, гендиректора Единой электронной торговой площадки, введение контрактной системы в действие стало «большим шагом вперед». Закон о контрактной системе является более сложным, так как охватывает «и планирование, и размещение, и исполнение процедур» госзакупок. Эффективность Федеральной контрактной системы можно повысить, если ввести в практику работы новые типы электронных процедур.
К слову, Открытое правительство недавно обнародовало итоги опроса о состоянии контрактной системы. Участниками опроса стали 5700 человек. Среди опрошенных представители госведомств, участники торгов, обычные граждане, контролирующие ведомства. Итог опроса: средняя оценка госзакупкам — 4,98 балла из 10 возможных.