Как оказалось, новый закон о ФКС не только вводит новые «правила игры» в сфере госзакупок, но и может существенно осложнить жизнь предпринимателям, работающим в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).
В Торгово-промышленной палате (ТПП) встретились две заинтересованные стороны – Национальная ассоциация институтов госзакупок и Комитет по государственно-частному партнерству. Цель встречи: четко разграничить сферы действия ГЧП и Федеральной контрактной системы (ФКС) и выработать единую позицию.
По мнению Дмитрия Курочкина, вице-президента ТПП, причина того, что госзакупки не столь эффективны в том, что механизмы ГЧП недостаточно распространены. Обе системы должны дополнять друг друга, а не конкурировать. В свою очередь Павел Селезнев, куратор государственно-частного партнерства в ТПП, подчеркнул, что выработка совместной позиции относительно ГЧП должна осуществляться по трем направлениям: экономическая целесообразность, совершенствование концессионных торгов, формирование оптимальной модели конкурсного отбора.
Разрешить сложившуюся ситуацию попробовал Максим Ткаченко, который в ходе своего выступления определил общие черты и различия ГЧП и госзакупок. Общее – обе стороны работают с бюджетными средствами, исполнитель контракта определяется по итогам конкурсных торгов, действия ГЧП и госзаказчиков направлены на решение определённой государственной задачи. Основными отличиями ГЧП являются применение системы софинансирования, разделение рисков, связанных с выполнением условий контракта, продолжительность реализации проектов, участие частного инвестора во всех этапах реализации проекта от создания до последующего обслуживания. По мнению эксперта, ГЧП является более гибкой формой взаимодействия бизнеса и государства.
Однако предложенную позицию поддержали не все участники заседания. И это не удивительно. В частности, представители ФАС всерьёз озабочены четким разграничением действий обеих сторон на законодательном уровне, так как речь идет о расходовании немалых государственных средств. А вольное трактование законодательных норм может способствовать заключению госконтракта с «нужным» исполнителем.