Дороги России — всегда актуальная проблема, которая требует первоочередного решения, а значит и соответствующего финансирования. Ситуация же такова – большая часть крупных дорожных проектов финансируется за счет государства, даже если речь идет о выделении средств из частного «кармана».
Ответственность за развитие дорожной инфраструктуры с 2009 г. вместе с Федеральным дорожным хозяйством (Росавтодор) несет и государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»). Они же выступают инициаторами и отвечают за реализацию новых проектов по дорожному строительству. Одна из задач, которая сегодня стоит перед «регуляторами дорожного строительства» - привлечение максимального количества инвесторов в эту сферу. Решить задачу можно, если задействовать механизмы государственно-частного партнерства.
Зарубежный опыт и российские реалии
В практике строительства дорог за рубежом приоритет отдается государственно-частному партнерству (ГЧП). Почему? Во-первых, при сотрудничестве государства и предпринимателей можно получить более качественный результат. Во-вторых, механизм ГЧП отличается гибкостью. Это позволяет варьировать финансирование проекта и начать его реализацию даже при отсутствии достаточного объема бюджетных средств. Возможны варианты и при расчете с инвесторами.
Первый концессионный проект в области дорожного строительства в России был реализован с 2009-2014 г. Речь идет о строительстве обхода Одинцово. С 1 января 2014 года новую платную дорогу запустили в эксплуатацию. Он оправдал ожидания и государства, и частных инвесторов. Казалось бы, «движение вперед» для ГЧП обеспечено. Тем более что такие масштабные события как Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу должны только стимулировать развитие дорожной инфраструктуры. Однако на деле основные масштабные проекты реализуются через механизм госзаказа (тендеры). А если речь идет о финансировании со стороны частников, то и здесь в основном задействованы деньги госкомпаний, а значит, по сути, деньги государства. Это явление эксперты называют квази-частным партнерством и отмечают, что на этапе становления ГЧП оно весьма распространенное.
Проблемные вопросы
Применять механизмы ГЧП в России только начинают. Поэтому без проблем не обходится. В списке наиболее значимых следующие:
Государство и бизнес – сотрудничество развивается
Сможет ли государственно-частное партнерство развиваться в российских условиях? Этим вопросом задаются многие. Период 2013-2014 гг. уже стал новым витком развития взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнес-сообщества в области дорожного строительства, уверены эксперты. Аргумент подтверждается фактами:
При этом интерес к дорожному строительству проявляют не только российские инвесторы. Среди участников конкурсных отборов есть заявки от западных коллег.
Да, российский рынок дорожного строительства имеет свои особенности. Но увеличение количества реализуемых дорожных проектов в рамках ГЧП лишь подтверждает, что новые механизмы работают и являются весьма эффективными.