Взятка как инструмент участия в государственных закупках: дают добровольно и принудительно
«Опора России» провела исследование по выявлению коррупционных рисков для российских предпринимателей. Выяснилось, что только одна треть бизнес-сообщества не вовлечена в коррупцию.
Независимое исследование проводилось в шестнадцати регионах нашей страны. Всего было задействовано 128 респондентов. Для исследования использовался метод проведения фокус-групп.
Результаты показали, что 67% предпринимателей прибегали к коррупционным схемам, чтобы решить проблемы с представителями госведомств. Взятки приходилось давать, чтобы получить преимущество перед другими участниками государственного заказа, чтобы избежать штрафных санкций и других мер наказания за нарушение норм законов.
На вопрос «Кто является инициатором дачи взятки?» были получены следующие данные:
- 56% опрошенных указали, что чиновники сами вынуждают предпринимателей дать взятку;
- 44% участников опроса добровольно преподносят незаконное денежное вознаграждение, чтобы решить определенную проблему.
Почему дают?
Предприниматели признают, что ведение бизнеса в России практически невозможно без коррупции. Причин, по которым так часто дают взятки, сами представители малого бизнеса называю несколько:
- правовая неграмотность самих предпринимателей;
- быстрая изменчивость законодательных норм;
- сложные административные процедуры;
- избыточные контрольные функции у представителей госведомств.
Как помогает взятка в госзакупках
Борьба за государственные тендеры между участниками закупок всегда «разгорается» нешуточная. Для получения контракта, как говорится, «все методы хороши». Чтобы повлиять на результат, участники готовы платить, а заказчики (чиновники) готовы помогать.
- Способ первый «Заточка требований под конкретного исполнителя». При применении этого способа заказчик прописывает ограничения в тендерной документации таким образом, что другие исполнители не могут принять участие в нем. Доказать, что права участников нарушены, можно будет только в том случае, если один из потенциальных участников обоснует нарушения и предоставит выявленные факты в ФАС.
- Способ второй «Исключение конкурентов».В таком случае заявки потенциальных участников отклоняются под каким-либо надуманным предлогом. Правда, в этом случае госзаказчик рискует, что на него пожалуются антимонопольщикам. Но, как показало исследование, 40% опрошенных не имеют достаточных юридических знаний, чтобы отстаивать свои интересы.
- Способ третий «Временное преимущество». Для того чтобы контракт попал в нужные руки, разыгрывается следующая схема: нужный участник за 15 минут до окончания приема конкурсных заявок представляет свои документы, но не указывает ценовое предложение. Задача чиновника — за последние пять минут до завершения конкурса выяснить наименьшее ценовое предложение среди представленных и сообщить его «своему» поставщику. Последний за оставшееся время должен поставить в заявке свою цену. При использовании этого способа доказать неправомерность действий заказчика и поставщика практически невозможно.